Архитектура Валахии и Молдавии XVIII — первой половины XIX в.
Во 2-й и 3-й четвертях XVIII в. автономия Валахии и Молдавии носила условный характер: они управлялись присылаемыми Портой левантинцами, которые, зовясь господарями, были ее чиновниками, платившими за свое высокое положение деньгами, выжатыми из населения этих стран. После крестьянского восстания в Валахии (1821) господарями стали назначать местных уроженцев, а после Адрианопольского мира (1829) оба княжества получили конституцию — «Органический регламент», в известной мере способствовавший дальнейшему развитию их экономики.
В конце XVIII в. выход румынских княжеств на европейский рынок был причиной появления в них иностранных дельцов и забот европейской дипломатии о создании условий, расширявших торговлю. Зарождалась промышленность: доходы от торговли зерном румынские землевладельцы вкладывали в суконные, стекольные, макаронные и другие фабрики. В то же время идеи французской буржуазной революции 1789 г., проникающие в эти страны, приспособлялись к местным условиям. В связи со всем этим повышалось значение светского искусства, а местные мастера этой эпохи, создавая свою художественную школу, обращались к национальному наследию и дополняли его элементами, заимствуемыми местной буржуазией у искусства Запада.
На первом этапе рассматриваемого здесь периода (1725—1785) культовая архитектура сохраняла полностью специфически местный характер. Большинство валашских церквей имеет вид традиционного триконха с расширенным пронаосом, колокольней над ним и притвором с колоннами. Фасады обычно украшались арками, иногда в два яруса, с двойным количеством более мелких арок наверху, опирающихся на консоли (церковь Всех Святых в Бухаресте с фасадом, 1728; скит Баламучь, 1752). Арки первого яруса, обычно килевидной или многолопастной формы, во втором ярусе часто заменялись углубленными филенками (церковь в Рыфове) или медальонами. Лучший пример — церковь Ставрополеос в Бухаресте, построенная в 1724 г. и увеличенная боковыми апсидами и притвором в 1730 г. (рис. 1). Архитектурное убранство фасадов здесь дополняется рисованным растительным узором.
Рис. 1. Бухарест. Церковь Ставрополеос, 1724—1730 гг. |
У других церквей рисованные узоры отсутствуют, и они сохраняют архитектурное убранство, характерное для XVI в. (церкви Элефтерие-Векь, 1741—1744, св. Стефана, 1786, в Бухаресте и др.).
Архитектура молдавских церквей 1-й половины XVIII в. находилась под влиянием валашских. Церковь Пречиста в Фокшанах (1716), трехконховая, имеет притвор с колоннами и высокий барабан с главой над нефом. Церковь пророка Самуила в том же городе имеет закрытый эксонартекс с колокольней над ним, а церковь монастыря Фыстыч близ Ясс (1721) — две главы на барабанах: на храме и пронаосе.
Рис. 2. Яссы. Церковь Феодоры, 1761 г. План, разрез и фасад |
В этих церквах нижний ярус украшен трехлопастными арками, а верхний — медальонами. В церкви Феодоры в Яссах (рис. 2) пронаос связан с трехконховой частью тремя арками на многогранных колоннах. Барабан храма стоит на трех ярусах молдавских арок, а пронаос и паперть покрыты валашскими сомкнутыми сводами на распалубках. Фасады церкви расчленены дорическими пилястрами, над которыми проходит фриз с филенками. Ниже фриза между пилястрами размещены еще два ряда филенок — высоких с килевидными арками, а под ними — треугольных на консолях (мотив церкви Голия в Яссах). В Молдавии много подобных церквей с главами на барабанах и без них, причем в некоторых (церковь Георгия в Яссах, рис. 3) фасады расчленены коринфскими пилястрами. В последней четверти XVIII в. строится много небольших храмов на средства мелких бояр, духовенства и коллективов крестьян, недорогих, упрощенной конструкции, но хороших по пропорциям с фасадами, украшенными в типично румынской манере геометрическим или растительным орнаментом или сюжетными росписями.
Городские боярские дома XVIII в., известные лишь по старинным изображениям и описаниям, состояли из среднего зала с комнатами с двух сторон, связанного длин-ными коридорами с подсобными помещениями; позади зала обычно размещались «сакнасиу» — комната для послеобеденного отдыха и приема гостей, известная уже с конца XVII в., но получившая распространение лишь теперь. Фасады этих домов имели многочисленные выступы и украшения, а дворы были окружены стенами с арочными воротами и дозорными вышками. Близки к городским по своей композиции и сельские боярские резиденции, например барский дом в селе Трифешть (район Роман). Это двухэтажное здание с наружной лестницей на второй этаж, с комнатами, украшенными панно из цветной штукатурки на турецкий лад и перекрытиями по дубовым балкам (рис. 4).
Традиционная композиция жилого дома в XVIII в. оставалась почти неизменной, а новые черты, вызванные изменениями в быту бояр, навеянными мусульманским Востоком, чаще встречаются во дворцах господарей и вельмож, выходцев из Турции, в частности фанариотов. Так, Григоре Гика II построил (1726—1733 и 1735—1741) в своей резиденции на окраине Ясс, называемой Фрумоаса, дворец, использовав не только восточные образцы, но и силы мастеров, вывезенных с Востока. Кроме жилища и подсобных зданий в ансамбль таких резиденций входил обширный сад с фонтанами, беседками и другими парковыми сооружениями.
Беседки, самый распространенный тип здания, заимствованный у Востока, были в Яссах во Фрумоасе, внутри монастырей Галата и Четэцуя, а также возле озера Херестрэу (1775) и во дворе Пантелеймонова монастыря (1750) в Бухаресте. Последняя, квадратная в плане, с деревянными столбами и арками имела восьмигранную пристройку для хранения мебели (рис. 5). В архитектуре фонтанов (в Яссах в больнице св. Спиридона, 1765; в монастыре Гелия, 1766) восточные формы совмещаются с формами барокко (рис. 6).
Рис. 3. Яссы. Церковь Георгия | Рис. 4. Трифешть Барский дом |
Рис. 5. Бухарест. Беседка во дворе Пантелеймонова монастыря, 1750 г. | Рис. 6. Яссы. Монастырь Голия, фонтан, 1766 г. |
Рис. 7. 1 — Картиу. Дом Картиану. Общий вид и план. 2 — Бэрбэтешть. Дом Бэрбэтеску. Общий вид и план | |
Другой тип зданий восточного происхождения — укрепленное жилище-кула — представлен в Валахии постройками 1-й половины XVIII в. В III томе настоящего издания на примере кулы в Мелдэрешть показано, что в это время они уже начинают утрачивать свойственную крепостям суровость, а позже, сохраняя квадратный план с двумя-тремя помещениями в этаже и толстые стены, сближаются с народным жилищем. Окна увеличиваются, здание окружают длинные балконы, вход теряет защитные устройства и появляются наружные лестницы на второй и третий этажи (дом Картиану в Картиу, район Тургу Жиу; рис. 7, 1).
В других домах (дом Бэрбэтеску в Бэрбэтешть, район Джилорт, рис. 7, 2) совмещаются черты народного и барского жилища. Каменные, кирпичные или деревянные оштукатуренные, они имеют два этажа — нижний для кладовых и верхний жилой, куда ведет наружная лестница, связанная с балконом, имевшим, несмотря на свое турецкое название «чердак», вполне народный характер. Крупные барские дома имеют на главном фасаде бельведер перед средним залом второго, жилого этажа. Такой же бельведер (обычно закрытый) делали и на заднем фасаде. Лестница на второй этаж, расположенная на главном фасаде, связана с бельведером. В таких домах появляются ванны (в кухне или в отдельной комнате) и уборные в самом здании или вне его, связанные с домом крытой галереей. Городские дома крупных бояр не сохранились, но, судя по документам и изображениям, имели бельведеры с каменными колоннами и аркады.
Рис. 8. Ботошаны. Дом Гойлав. План |
Рис. 9. Мангалия. Дом Мехмета Хаджи Измаила. Фасад и план |
Рис. 10. Плоешть. Дом Хаджи-Продан |
Элементы народного жилища можно встретить в конце XVIII — 1-й трети XIX в. и в домах купцов и мелких бояр: дом в Сучаве (ул. Пушкина, 10), одноэтажный с симметричным размещением комнат по отношению к средним сеням, имеет спереди подобие завалинки, образующей посередине балкон с резными колонками. Такой же балкон и высокая с большим свесом гонтовая кровля придают живописность дому Гойлав в Ботошанах (рис. 8), рядовому буржуазному жилищу того времени. Связи румынских купцов с турецкими обусловили и взаимное влияние на их бытовой уклад и жилище. Дом турецкого купца Мехмета Хаджи Измаила в Мангалии (Добруджа, входившая тогда в состав Турции), скромный, лишенный украшений, разделен по мусульманским обычаям на две половины — нижний этаж для хозяина и верхний для жен (рис. 9). Верхний этаж разделен на две части наподобие добруджских домов и имеет балкон с бельведером, расположенным на одной стороне, как в некоторых старых румынских домах. Но пролеты между его столбами по мусульманским обычаям забраны мелкой деревянной решеткой, откуда женщины могли бы смотреть на улицу, не будучи замеченными. А в доме Хаджи-Продан в Плоешти типично румынский план с симметричным размещением комнат по обе стороны от центрального зала, широкий балкон и бельведер главного фасада, резьба колонок и потолков сочетаются с восточными эркером заднего фасада и штукатурными украшениями дверей и окон (рис. 10).
Барокко в архитектуре Валахии и Молдавии сказалось лишь на некоторых деталях отдельных построек, но классицизм распространился в ней шире и привел к более глубоким изменениям. Его проводниками были иностранные архитекторы, появившиеся в румынских княжествах в связи с новыми задачами, выдвинутыми развитием капиталистических отношений и желанием боярства перенять западный образ жизни, а также архитекторы-румыны, учившиеся за границей. Среди первых были австрийцы Герр Леопольд и И. Фрейвальд, М. Кубелка (вероятно чех), русский М. Сингуров, испанец Ю. Виллакросс и др. Из румын нужно отметить Георге Асаки — инженера, художника, историка и писателя, учившегося во Львове, Вене и Риме и работавшего в Яссах, где он, возможно, принимал участие совместно с Фрейвальдом в проектировании митрополии, проектировал дачи в квартале Копоу и Обелиск львов. В Яссах же работал и выпускник Венского политехникума Александру Костинеску — автор проекта театра в Копоу и других зданий. В Бухаресте работали Якоб Мелик, учившийся в Париже и эмигрировавший во Францию после поражения революции 1848 г., и Александру Орэску (1817—1894) — последний представитель классицизма в Румынии.
В культовой архитектуре конца XVIII — начала XIX в. получил дальнейшее развитие синтез традиционных композиций и структуры с классическими архитектурными деталями, намеченный еще в начале XVIII в. в церкви монастыря Голия в Яссах. В Георгиевской церкви монастыря Нямц (1795) и Никольской церкви Трифешть (1798) сохраняется традиционная планировка, причем в первой из них применена и молдавская система сводов с арками, расположенными по диагонали. Фасады украшены портиками из полуколонн с треугольными фронтонами или, как в Трифешть, колоннадой. Еще характерней фасады монастыря Варатек, украшенные коринфскими пилястрами на цветном фоне стен, как в некоторых русских образцах.
Боярство и высшее духовенство поддерживали новое направление в архитектуре, и часто старые церкви и колокольни перестраивались в классических формах (колокольни бухарестских монастырей Вэкэрешть, Плумбуита и Раду Вода и церковь св. Георгия Ноуэ в том же городе, восстановленная после пожара 1847 г. арх. Виллакроссом).
В духе классицизма изменялись не только фасады, но и интерьеры церквей, в которых замечалось типичное для этого стиля стремление к единству и монументальности внутреннего пространства. В церкви Бану в Яссах (1800, арх. Герр Леопольд) пронаос отделен от церкви не стеной, но широкой аркой, а Спиридоновская церковь в том же городе (1804—1805) состоит из одного главного помещения с трехчастным алтарем и западным притвором с лестницей на хоры. Близка к ней по плану новая церковь монастыря Фрумоаса близ Ясс (1836), хотя разделение храма на две части аркой и напоминает традиционное разделение на храм и пронаос. Западный фасад украшен дорическим портиком с фронтоном и аркой над средним пролетом, но высокая крыша и четыре расположенные по оси главы, близкие по формам к украинским, придают зданию экзотический вид (рис. 11).
Рис. 11. Монастырь Фрумоаса близ Ясс, церковь. 1836 г. Общий вид и план |
Совсем новым типом храмов были церкви-ротонды, старейшая из которых в селе Лецкань близ Ясс (1795), круглая в плане, еще имеет боковые апсиды, вписанные в толщу стен, полуцилиндр апсиды и западный притвор с портиком. Яснее выражена идея центричности в церкви Тейул Доамней в Бухаресте (1833), к слегка эллиптическому в плане объему которой примыкают четыре невысокие ниши, западные для лестниц на хоры и восточные для жертвенника и диаконника. Купол на световом барабане венчает здание, а западный портик имеет такой же дорический фриз, как и ротонда (рис. 12).
Рис. 12. Бухарест. Церковь Тейул Доамней, 1833 г. Фасад и план |
Боярские дома эпохи классицизма иногда сохраняли старое распределение помещений, свойственное этому типу зданий, причем жилые помещения находились на втором этаже. Крыльцо с лестницей уступило место портику, подчеркивавшему вход и имевшему иногда поэтажное размещение ордеров или аркаду в нижнем этаже.
Таковы дом И. Кантакузино в Яссах (конец XVIII в. перестроен в 1845 г.), известный под именем «старого университета» (рис. 13) и «Дворец над стенами» в монастыре Фрумоаса близ того же города (1818—1819, арх. М. Кубелка). В других домах планировка была новой: комнаты обоих этажей размещались вокруг среднего холла и простой объем здания оживлялся средним выступом главного фасада, отвечавшим большой гостиной верхнего этажа (дом. А. Балша в Яссах около 1800; рис. 14).
Рис. 13. Яссы. Дом И. Кантакузино — «Старый университет», конец XVIII в., перестроен в 1845 г. | Рис. 14. Яссы. Дом А. Балша, около 1800 г. План |
В Валахии лучшим образцом архитектуры классицизма является дворец Григоре Гика IV на берегу озера Тей в Бухаресте (1822). Его удачно скомпонованный объем с угловыми павильонами, отмеченными треугольными фронтонами, вмещает в первом этаже канцелярские и рабочие помещения, а во втором — жилые комнаты, выходящие в парадный двор и сад. Применялся в это время и П-образный план с главным корпусом, расположенном в глубине двора (дворец М. Стурдза в Яссах, 1834—1849, арх. М. Сингуров) или по улице (не сохранившийся административный дворец в Яссах, 1841—1843, того же архитектора; перестроенный позднее дворец Штирбей в Бухаресте, 1837, арх. Санжуан). В этих же, характерных для классицизма формах были построены к концу интересующей нас эпохи некоторые общественные здания. Однако наиболее видные из них — Национальный театр (1846—1852, арх. Гефт из Вены) и Старый университет в Бухаресте — были разрушены во время второй мировой войны.
Здание Старого университета, построенное в 1856—1859 гг. арх. Александру Орэску, имело два этажа и главный вход, отмеченный более высоким выступом с красивой ионической колоннадой, с треугольным фронтоном, украшенным горельефами.
В сельской архитектуре влияние классицизма ограничилось лишь применением некоторых форм и декоративных элементов. Некоторые сельские постройки, включая жилища традиционного типа, имеют оштукатуренные деревянные столбы балкона или бельведера, исполненные в виде дорических колонн (постоялый дом в Трифешть, дом «У пяти дорог» в Яссах и др.).
Глава «Архитектура Валахии, Молдавии XVIII — первой половины XIX в. и Трансильвании XVII — первой половины XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Григоре Ионеску. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий