Архитектура Литвы XVI — начала XIX в.

В XVI в. Литва переживает экономический подъем в связи со спросом на литовское сырье на внешнем рынке. Развитие торговли и ремесел вызывает рост городов и строительство новых жилых, общественных и административных зданий.

В Литву стилистические влияния Ренессанса приходили по двум направлениям. Для великокняжеского двора и частично для магнатов работали мастера из Италии, а экономические и культурные связи с Пруссией и Нидерландами создавали условия для развития литовского варианта северного Ренессанса, особенно в жилых домах горожан.

Одним из первых образцов Ренессанса была городская стена г. Вильнюса, начатая в 1503—1522 гг. под угрозой татарских нашествий и строившаяся до начала XVII в. В начале XIX в. стена была разобрана и сохранились лишь части ее и ворота Аушрос (Медницкие). Кирпичная кладка еще готическая, но ворота Аушрос сохранили характерный аттик с декоративными мотивами северного Ренессанса (рис. 1).

В архитектуре городских домов можно проследить постепенный переход от готики к Ренессансу. Готические традиции в XVI в. долго держатся в конструкциях, кирпичной кладке, плановых решениях, общем характере высоких декоративных фронтонов. Элементы Ренессанса вначале появляются в декоративных деталях. Например, высокий фронтон дома начала XVI в. в Каунасе (ул. Кузмос, 71) имеет два яруса полуциркульных глухих аркад, сложенных из лекального кирпича и расположенных друг над другом в шахматном порядке.

Архитектура Литвы: Вильнюс. Городские ворота Аушрос, XVI в. Архитектура Литвы: Каунас. Дом Массальских, начало XVII в.
Рис. 1. Вильнюс. Городские ворота Аушрос, XVI в. Рис. 2. Каунас. Дом Массальских, начало XVII в.

В дальнейшем во фронтонах все сильнее подчеркивается горизонтальное членение карнизами, а ярусы расчленяются мелкими пилястрами и нишами; по контуру такие фронтоны декорируются мелкими волютами и обелисками. Примером этого служит корпус бывш. дворца Массальских (начало XVII в.) в Каунасе (рис. 2). Подобные фронтоны строились также на торцах церковных нефов. Фронтоны литовского Ренессанса имеют в основе треугольник (традиция литовской готики) в отличие от польских ступенчатых фронтонов.

Здания 2-й половины XVI в. в Литве отличаются массивными, малорасчлененными объемами; дома и дворцы часто завершаются высокими декоративными аттиками, которые прикрывали чердак односкатной крыши; глухие арочки с консолями обрамляют арки порталов или создают в сочетании с лизенами или пилястрами фризы. Пример — дом капитула в Вильнюсе (ул. Горького, 4).

Ратуши Вильнюса и Каунаса XVI в. не сохранились, будучи перестроены в конце XVIII в. Не сохранился и княжеский дворец в Нижнем замке Вильнюса (1547—1548, арх. Джовани Чини). По сохранившимся изображениям видно, что он был трехэтажным асимметричным; членения его фасадов, декоративный аттик, обработка окон и порталов носили явно ренессансный характер.

Замки и городские дворцы феодалов XVI в. еще служили для обороны, но не имели общенародного стратегического значения средневековых замков. В плане четырехугольный двор ограждался с двух или трех сторон жилыми и хозяйственными корпусами, а с остальных — высокими кирпичными стенами с боевыми галереями и бойницами. На углах сооружались круглые, иногда многогранные башни.

Замок Раудоне, Юрбаркасского района, в конце XVI в. имел со стороны р. Немана жилой двухэтажный корпус, а в глубине двора — подсобный (соединенный с первым крепостными стенами), четыре угловых башни и пятую, очень высокую в центре фасада главного корпуса. В XIX в. замок был перестроен.

Замок Панемуне в Витенае, Юрбаркасского района, построен в 1604—1609 гг. арх. П. Ионгартом (он же построил для себя жилой дворец с угловыми башнями в Гойценишках, Гродненская обл. БССР) и достраивался с середины XVII в. Замок стоит на возвышенности, на берегу Немана. Неправильный четырехугольный двор окружен жилыми корпусами с башнями по углам (сохранились две). С западной стороны первоначально была только высокая крепостная стена. Снаружи стены замка были покрыты серой штукатуркой с широкими белыми горизонтальными полосами, а некоторые проемы имели двойные глухие арки на консолях. Замок окружен парком, в котором была система террасных прудов.

Замок Биржай князей Радзивиллов 2-й половины XVI в. был крепостью с земляными бастионами и валами, окруженной рвами и озером по системе итальянских теоретиков Возрождения. Дворец князя стоял посередине крепости. Замок подвергся неоднократному разрушению в войнах со шведами, но в 1660—1669 гг. был восстановлен и расширен. Теперь он стал двухэтажным с трехэтажными ризалитами на концах, но снова был взорван шведами. По сохранившимся стенам, гравюрам и описаниям видно, что архитектура дворца была характерной для позднего Ренессанса с некоторыми чертами барокко.

Религиозная вражда вынуждала католиков и протестантов строить церкви с массивными стенами и оборонными приспособлениями; многие из них были разрушены. Католические церкви обычно были однонефными или трехнефными базиликами, но встречаются также зальные, а иногда с трансептом; фасады гладкие или декорированные арочным фризом и лизенами. Характерны круглые угловые лестничные башенки или большая башня впереди здания и цилиндрические своды нефов с нервюрами, чисто декоративными (церкви: Всех святых в Вильнюсе, 1620—1631; в Видянишкисе, 1618; Петра и Павла в Шауляе и Михаила в Вильнюсе). В безбашенных фасадах применяются вышеописанные фронтоны (церковь в Рикантае, Вильнюсского района, XVI в.).

Трехнефная базилика Вознесения в Симнасе (Алитусский район), заложенная в 1520 г., имеет глухую трифорию в среднем нефе, выступающие наружу круглые башенки, массивные угловые контрфорсы в передней части, суживающиеся кверху и сходящие на нет в местах заделки в стену. Декор церкви прост: только на одной часовне, задней стене среднего нефа и над боковым входом, имеются декоративные двойные арочки с консолями.

Церковь Петра и Павла в Шауляе (1595—1625) однонефная с трансептом и восьмигранной башней впереди, достроенной во 2-й половине XIX в. Фронтоны на торцах трансепта раньше были богато украшены в характере северного Ренессанса. Стены расчленены пилястрами с арочками на консолях.

В однонефной церкви Михаила в Вильнюсе (1594—1625, рис. 3) скрещиваются три стиля: цилиндрический свод с распалубками и декоративными нервюрами, контрфорсы и очень высокая крыша — пережитки готики; круглые лестничные башенки на углах фасада с завершениями 1662 г. типичны для Ренессанса; фронтон с волютами — барочного характера.

С конца XVI в. в условиях католической реакции феодалы строят церкви и монастыри по всей стране и дворцы в городах, переживающих экономический и политический упадок. В развитии литовского барокко различают три периода: раннее — 1600—1650, зрелое —  1650—1690 и позднее барокко — 1690—1790 гг.

Архитектура Литвы: Вильнюс. Церковь Михаила, 1594—1625 гг. Архитектура Литвы: Вильнюс. Большой двор университета, 1584—1603 гг.
Рис. 3. Вильнюс. Церковь Михаила, 1594—1625 гг. Рис. 4. Вильнюс. Большой двор университета, 1584—1603 гг.

В период раннего барокко в Вильнюсе работают итальянские и местные, обучавшиеся в Риме, мастера. Первые признаки барокко появляются в ансамбле Вильнюсского университета, который начинает свою трехсотлетнюю историю строительства в конце XVI в. (рис. 4), когда иезуиты построили здесь в 1584—1603 гг. здание академии с трехэтажными аркадными дворами в духе Ренессанса, но с элементами раннего барокко. Аркады были закрыты в XIX в., а нижние аркады «двора Скарги» вновь открыты в 1923 г.

Дворец Януша Радзивилла в Вильнюсе (начало XVII в.) в основе решен по-барочному: с парадным двором, открытым в сторону улицы, и двухэтажными корпусами с трехэтажными павильонами в центре и на углах.

Иезуитский храм Казимира в Вильнюсе (1604—1618) повторяет планово-объемное решение церкви Иль Джезу в Риме: та же схема с просторным средним нефом с трансептом, перекрытым цилиндрическим сводом и куполом; вместо боковых нефов — ряды капелл. В отличие от римского образца храм Казимира имел двухбашенный плоский фасад, ставший традиционным в Литве (перестроен в 1867). Тип Джезу в XVII в. повторялся в Вильнюсе несколько раз, даже в православной церкви Святодуховского монастыря (1624—11633), отличающийся от католических храмов наличием трех абсид и иконостаса.

Часовня Казимира — мавзолей королевской семьи — была пристроена к Вильнюсскому кафедральному собору в 1624—1636 гг. арх. КонстантиноТенкалли. Скромная снаружи часовня со строгим интерьером из черного и красного мрамора; наиболее барочна рельефная композиция над алтарем.

В это время в Вильнюсе строились церкви с безбашенными фронтонными фасадами римского типа. Самая значительная из них церковь Тересы (1634—1650,. при участии арх. К. Тенкалли, рис. 5). Ее фасад имеет более стройные пропорции в соответствии с местными традициями. Сравнивая фасад Тересы с римскими храмами Иль Джезу (Делла Порта) и Сусанны (Мадерна), можно отметить следующую разницу. В римских фасадах: верхний ярус равен нижнему, а ширина фасада равна его высоте, наклон фронтона 1:3; аттик первого яруса, плоские раскреповки карнизов и перегрузка деталями создают впечатление массивности и тяжести. В фасаде церкви Тересы верхний ярус равен 2/3 нижнего, а ширина фасада равна 3/4 его высоты, наклон фронтона почти 1:1. Отсутствие аттика, пилоны со спаренными пилястрами, смелые раскреповки карнизов и фронтона, вертикальное устремление волют, умеренность в деталях — создают впечатление легкости и стремления вверх.

Когда в Вильнюсе начинает развиваться барокко, то в других городах (Каунас, Кедайняй, Биржай) еще продолжается Ренессанс, иногда даже с готическими элементами (например, церковь Троицы в Каунасе).

В период зрелого барокко страна была истощена после войны Речи Посполитой с Россией и Швецией (1655—1660), но олигархическая верхушка, разбогатевшая за счет роста цен в Западной Европе, строит монументальные храмы и дворцы. Формы барокко не только римской, но и венецианской школы теперь господствуют уже во всей стране.

Архитектура Литвы: Вильнюс. Церковь Тересы, 1634—1650 гг. Архитектура Литвы: Вильнюс. Храм Петра и Павла, 1668—1676 гг., Я. Заор. Общий вид
Рис. 5. Вильнюс. Церковь Тересы, 1634—1650 гг. Рис. 6. Вильнюс. Храм Петра и Павла, 1668—1676 гг., Я. Заор. Общий вид, интерьер и фрагмент интерьера
Архитектура Литвы: Вильнюс. Храм Петра и Павла, 1668—1676 гг., Я. Заор. Интерьер Архитектура Литвы: Вильнюс. Храм Петра и Павла, 1668—1676 гг., Я. Заор. Интерьер

Храм Петра и Павла в Вильнюсе (1668—1676, Я. Заор, рис. 6) повторяет схему Иль Джезу. Снаружи доминирует купол не очень выразительного очертания и верхи двух низких башен западного фасада, как будто повторяющих старую вильнюсскую традицию. Фасад двухъярусный, расчленен колоннами и пилястрами в духе раннего барокко. Пространственная композиция интерьера логична и проста. Здесь главное представляет скульптурная лепка из белого стука, обильно покрывающая конструктивную основу здания, отличающаяся большим вкусом и мастерством исполнения, созданная под руководством художника Перетти. Тематика скульптур имеет национально-историческое значение. Кроме религиозных сюжетов в боковых капеллах правой стороны изображены сцены из истории Великого княжества Литовского, а в левых капеллах — аллегорические группы: «Милосердие», «Право» и др. В декоративных композициях изображены атрибуты бытовой жизни того времени.

Архитектура Литвы: Пажайслис. Храм, 1667—1712 гг., Л. Фредо
Рис. 7. Пажайслис. Генплан ансамбля и храм, 1667—1712 гг., Л. Фредо
Архитектура Литвы: Пажайслис. Генплан ансамбля, 1667—1712 гг., Л. Фредо

Примером барочного архитектурного ансамбля является камедульский монастырь Пажайслис под Каунасом (1667—1712, рис. 7), основанный канцлером Кристофором Пацем как семейный мавзолей. Проект и начало постройки — арх. Лодовико Фредо. Ансамбль имеет строго осевую композицию, аллея подводит к въездным воротам, за которыми длинный проезд между каменными оградами ведет до круглой площадки для разворота карет; здесь посетители проходили через вторые ворота, за которыми раскрывается вид на монументальный храм с двухбашенным фасадом и куполом. За храмом — закрытый сад с индивидуальными домиками монахов и башней для отшельников на 33-метровой оси. Храм перекрыт шестигранным куполом и имеет некоторое сходство с храмом Санта Мариа делла Салуте в Венеции. Интерьер храма облицован разноцветным карпатским мрамором, украшен фресками и обильной декоративной лепкой.

Во 2-й половине XVII в. литовские магнаты строят в Вильнюсе большие монументальные барочные дворцы симметричной композиции. Дворец Служки, построенный в 1690 г. на искусственном мысе в русле р. Нерис, четырехугольный в плане с угловыми ризалитами, напоминает замок, хотя он и не имел оборонительного значения. Дворец Сапеги (окончен в 1691) был решен по-барочному — с парадным двором и большим парком позади. Сохранились фасады и парадные ворота.

Зрелое барокко начинает господствовать во всей Литве, однако на периферии имеет место и продолжение старых традиций. Доминиканская церковь в Расейняе (1663) имеет базиликальный корпус со сравнительно широкими боковыми нефами, характерными для Ренессанса, Раудондварис — замок-дворец (1655—1664) — имеет готические формы и готическую кладку из кирпича. Кальвинская однонефная церковь в Кяльме (1660—1670) имеет готические крестовые своды с нервюрами и готические арки окон. Только скромный портал имеет формы Ренессанса.

***

В XVIII в. из-за Северной войны и феодальных междоусобиц литовский народ вновь переживает экономический и культурный упадок. Но феодалы и духовенство, усиливая свое экономическое и политическое господство, строят церкви и монастыри. Гражданское строительство имело второстепенное значение: общественных и жилых домов строилось немного. Каменные производственные и хозяйственные постройки редко имели архитектурную ценность.

На литовское позднее барокко влияли итальянские школы того времени (Римская, Пьемонтская) и творческие связи с Польшей, Россией, Францией, Саксонией и другими странами. В 1-й половине XVIII в. до экономического восстановления страны после Северной войны в Литве строятся скромные жилые дома и небольшие церкви, центрические или бескупольные, двухбашенные, продольного плана. 

Важнейшим этапом в развитии позднего барокко в Литве являются 1735—1765 гг. В эти три десятилетия значительно укрепилась экономика страны, получили развитие сельское хозяйство, кустарные промыслы и мануфактура и расширились торговые связи с другими странами.

Архитектура литовского позднего барокко отличается легкостью и изяществом деталей, оригинальными формами оконных и дверных проемов. Декоративные мотивы рококо применяются и в интерьерах, и на фасадах. Эти характерные черты позднего барокко свойственны преимущественно культовым зданиям. Архитектуры хозяйственных и жилых построек, а также и дворцов оно коснулось в значительно меньшей степени.

Усадебные барочные комплексы складывались на протяжении долгого времени при участии местных зодчих, использовавших традиции народной архитектуры. Постройки в усадьбах обычно располагались свободно около двух-трех различных по назначению дворов. У парадного двора, имевшего форму четырехугольника, стояли жилые дома, кухня, амбары и другие подсобные постройки. К этому двору, как правило, примыкали пейзажного типа парк и фруктовый сад. Хозяйственные дворы были малы, тесно застроены и лишены зелени. Они располагались вблизи или на некотором отдалении от основного двора.

Планы некоторых сельских каменных жилых и хозяйственных построек указывают на преемственность от народного деревянного зодчества: встречаются небольшие каменные дома с поперечными капитальными стенами, расчленяющими внутреннее пространство на три части, и продольными стенами, делящими боковые помещения на небольшие комнаты (с. Пабирже, Биржайский район). В более крупных усадебных жилых постройках черты барокко встречаются и в планах, а в архитектурных элементах. Это — одно-двух- этажные дома с просторными погребами частично коридорной, частично анфиладной планировкой с просторным залом, расположенным в центре здания за вестибюлем. Для них характерны высокие крыши с мансардой, умеренная профилировка карнизов, простые обрамления оконных и дверных проемов (усадьба Билюнай, Расейняйский район, рис. 8). Некоторые усадьбы имели внушительные, иногда в два этажа, богато декорированные ворота (усадьба Кельме).

Архитектура Литвы: Билюнай. Жилой дом, 2-я половина XVIII в. План
Рис. 8. Билюнай. Жилой дом, 2-я половина XVIII в. План

В архитектуре городских каменных жилых домов в период расцвета позднего барокко продолжаются традиции средневековья и раннего барокко. Мало изменилась и планировка городов. Дома сохраняют простые внутренние и внешние архитектурные формы. Они выходят узкой стороной на красную линию улиц и идут внутрь кварталов. Это одноэтажные, чаще двухэтажные здания, неширокие (5—7 м) и разделенные поперечными стенами на отдельные помещения. На второй этаж можно было попасть внутренними лестницами или через дворовые галереи. Жилые дома имели вытянутый план, но встречались корпуса Г- и П-образной формы (Вильнюс, улицы Пилес, 5; Тоторю, 22); некоторые здания имели внутренние дворы (Вильнюс, ул. Горького, 23). Дома с замкнутыми дворами и открытыми галереями встречаются только в Вильнюсе; в Каунасе застройка кварталов более свободная и галерей в домах XVIII в. нет.

Типичные архитектурные формы позднего барокко в Литве выражаются в церквах, построенных или перестроенных в 1735—1765 гг. В это время в Литве преобладают бескупольные церкви продольного плана, без трансепта, обычно трехнефные базилики, реже зальные, нередко с плоским двухбашенным фасадом. Башни имеют стройный, обобщенный и декоративный силуэт определенного очертания, а во фронтонах отмечается постепенный отказ от классической тектоники в пользу живописной пластичности. В церквах XVIII в. была развита архитектура пышных алтарей, богато декорированных, многокрасочных и больших, иногда в них проявлялось высокохудожественное мастерство и оригинальность композиции (алтари церквей Доминиканцев и Иоанна в Вильнюсе, деревянные алтари церкви в с. Смильчае, Паневежиского района).

Один из примечательных образцов позднего барокко — доминиканская церковь в селе Лишкява, Лаздийского района (1704—1741), расположенная в живописной местности, на высоком берегу Немана. Церковь в плане напоминает греческий крест, имеет две маленькие башенки и величественный купол (20 м высоты и 20 ж в диаметре), доминирующий во всем облике здания. Его фасады украшают двойные пилястры и богато профилированный карниз.

Представляет интерес церковь монастыря Визиток в Вильнюсе (1729—1744, арх. Ю. Пола). Ее план крестообразен, но башни отсутствуют, купол же господствует над церковью и над жилыми корпусами монастыря с его двумя дворами. Фасады оживлены пилястрами и карнизами, а интерьер насыщен пластическими орнаментами рококо.

Несколько иная объемная композиция церкви иезуитского монастыря в Каунасе (1666—1725, восстановлена после пожара в 1739 г.). Эта трехнефная базилика с легкими и высокими (47 м) пятиярусными башнями является первым образцом церкви позднего барокко в Литве, имеющей такие башни. Она служит доминантой композиций монастырского ансамбля, Ратушной площади и старых кварталов Каунаса.

Следует отметить однонефную двухбашенную с часовней церковь св. Екатерины в Вильнюсе (построена в XVII в., после пожара 1737 г. восстановлена в 1741—1746 гг. арх. Я. К. Глаубицом, рис. 9). Она доминирует в ансамбле женского бенедиктинского монастыря и над соседними кварталами. Передний фасад церкви отличается гармоничностью вертикальных и горизонтальных членений. Высокие (50 м) пятиярусные башни, между которыми вкомпонован фронтон, необычайно стройны. В переднем фасаде и в фронтоне алтаря пластично используется разнообразие орнаментов рококо.

Архитектура Литвы: Вильнюс. Церковь св. Екатерины XVII в.; восстановлена в 1741—1746 гг., Я. К. Глаубицом Архитектура Литвы: Вильнюс. Миссионерская церковь, 1-я половина XVIII в.; реконструкция 1750—1756 гг.
Рис. 9. Вильнюс. Церковь св. Екатерины XVII в.; восстановлена в 1741—1746 гг., Я. К. Глаубицом Рис. 10. Вильнюс. Миссионерская церковь, 1-я половина XVIII в.; реконструкция 1750—1756 гг.
Архитектура Литвы: Вильнюс. Церковь Иоанна, XV в.; восстановлена в 1737—1748 гг. Архитектура Литвы: Каунас. Ратуша, 1542 г., Б. Хойновски; переделана в 1772 г. И. Матекерисом
Рис. 11. Вильнюс. Церковь Иоанна, XV в.; восстановлена в 1737—1748 гг. Рис. 12. Каунас. Ратуша, 1542 г., Б. Хойновски; переделана в 1772 г. И. Матекерисом

Миссионерская церковь в Вильнюсе (1750—1756, рис. 10) — прекрасный образец легкости и изящества архитектурных форм литовского позднего барокко. Эта трехнефная с капеллами базилика имеет две пятиярусные башни. Великолепные по пропорциям детали ее в верхних ярусах переходят в тонкий ажур.

В Литве нередки церкви, весь декор которых сосредоточен во фронтоне, карниз которого пластично изогнут и расчленен разрывами. Такова небольшая однонефная церковь св. Георгия (1748—1755) в Вильнюсе, передний фасад которой отличается сложностью и динамикой архитектурных форм.

Многие готические церкви в XVIII в. получили позднебарочную отделку фасадов и интерьера. Так, готическая трехнефная с каплицами церковь Иоанна (XV в., восстановлена после пожара в 1737—1748 гг., рис. 11) приобрела новое решение фасада в виде четырехъярусной композиции, носящей черты позднего барокко. В интерьере устраивается сложный комплекс десяти алтарей. После пожара в 1749 г. в Вильнюсе интерьер православной церкви Святого Духа (1753) был украшен пластической орнаментикой рококо и трехъярусным иконостасом. В 1749—1754 гг. после пожара была восстановлена трехнефная с апсидами зальная церковь базилианского монастыря, угловые башенки которой получили барочный силуэт. В ансамбле базилианского монастыря были построены ворота (1761, арх. Я. К. Глаубиц), композиция которых при изогнутых горизонтальных карнизах, сложной ритмике пилястр, деформированных линиях арок и динамическом общем силуэте не лишена тектонической логики.

Период позднего барокко — важный этап истории литовской архитектуры, оставивший много интересных произведений.

Архитектура конца XVIII — первой половины XIX в. В последней четверти XVIII в. в условиях разложения Речи Посполитой, в литовской архитектуре намечается переход от барокко к классицизму. Тектоника зданий становится более ясной, исчезает былая вычурность, но сохраняется насыщенность фасадов и интерьеров декоративными элементами. В это время строится и перестраивается много домов в Вильнюсе и Каунасе. Главной постройкой была Каунасская ратуша (рис. 12).

В XVIII в. в Литве зарождаются капиталистические отношения, а после первого раздела Речи Посполитой более интенсивно развивается буржуазная культура, и с конца XVIII в. в литовской архитектуре появляются элементы классицизма. Его первым проводником в Литве был проф. И. Кнакфус, построивший здание обсерватории университета в Вильнюсе с простым фасадом, двумя круглыми башнями на углах, фризом с триглифами и метопами и аттиковым этажом (рис. 13). Другое его произведение — дом Бжостовских в Вильнюсе (в настоящее время — музыкальная школа), симметричный, с портиком большого ионического ордера и аттиковым этажом.

Архитектура Литвы: Вильнюс. Старая обсерватория университета,. 1782—1788 гг., И. Кнакфус
Рис. 13. Вильнюс. Старая обсерватория университета,. 1782—1788 гг., И. Кнакфус
Архитектура Литвы: Вильнюс. Кафедральный собор, 1783—1812 гг., Л. Стуока-Гуцявичус
Рис. 14 Вильнюс. Кафедральный собор, 1783—1812 гг., Л. Стуока-Гуцявичус

В усадьбе Веркяй под Вильнюсом, законченной арх. Лауринасом Стуока-Гуцявичюсом, уже нет характерного для Ренессанса и барокко замкнутого корпусами двора. Веркяйский ансамбль сооружен на неровном возвышенном месте возле р. Нерис, асимметричен и состоит из трех частей: хозяйственного сектора, в котором доминирует здание конюшни; второго комплекса — из оранжереи, амбара и других построек и третьего — основного, состоящего из трех корпусов дворца, симметрично расположенных в парке возле круглого парадного двора с фонтаном и украшенных ионическими портиками. Ансамбль может быть сравнен с лучшими шедеврами архитектуры классицизма.

Характерным примером асимметричных архитектурных усадебных ансамблей классицизма может быть и ансамбль Пакруойского совхоза (бывшее имение) со свободно распланированным парком конца XVIII — начала XIX в.

Главная работа Стуока-Гуцявичюса — перестройка кафедрального собора в Вильнюсе (рис. 14), законченная уже после смерти архитектора. На готической основе, был создан классицистический храм с грандиозным портиком тосканского ордера и более низкими боковыми колоннадами, соединяющими угловые капеллы. Колокольня, построенная Стуока-Гуцявичюсом, на сохранившейся части башни Вильнюсского нижнего замка (1523, арх. Аннус) вместе с собором придает большую живописность ансамблю площади.

Не менее важным произведением Стуока-Гуцявичюса является Вильнюсская ратуша (рис. 15), построенная на фундаменте и подвалах старой ратуши, в виде простого прямоугольного двухэтажного здания с монументальным римско-дорическим портиком и спокойным обрамлением окон. В интерьере колоннады несут галереи и отделяют боковые части большого зала. По проектам Стуока-Гуцявичюса было построено немало жилых и культовых построек. Он влиял на дальнейшее развитие литовского классицизма через своих учеников и последователей (М. Шулцас, К. Подчашинскис и др.).

Архитектура Литвы: Вильнюс. Ратуша, 1785—1800 гг., Л. Стуока-Гуцявичюс. Фасад
Рис. 15. Вильнюс. Ратуша, 1785—1800 гг., Л. Стуока-Гуцявичюс. Фасад
Архитектура Литвы: Арненай. Генплан ансамбля, конец XVIII — начало XIX в.
Рис. 16. Арненай. Генплан ансамбля, конец XVIII — начало XIX в.
Архитектура Литвы: Вильнюс. Губернаторский дворец, 1792 г., Л. Стуока-Гуцявичюс; перестроен в 1820—1830 гг. В. П. Стасовым. Южный фасад
Рис. 17. Вильнюс. Губернаторский дворец, 1792 г., Л. Стуока-Гуцявичюс; перестроен в 1820—1830 гг. В. П. Стасовым. Южный фасад
Архитектура Литвы: Вильнюс. Евангелическо-реформатская церковь, 1830—1835 гг., К. Подчашинскис. Главный фасад
Рис. 18. Вильнюс. Евангелическо-реформатская церковь, 1830—1835 гг., К. Подчашинскис. Главный фасад

В период развития архитектуры классицизма в Литве было создано немало симметричных усадебных ансамблей, которые с течением времени разрослись в поселки и даже города. Из таких ансамблей следует упомянуть ансамбли Арненай (Пабрадский район, рис. 16) и Паежеряй (Вилкавишский район) — оба конца XVIII — начала XIX в. Зачастую возле усадьбы вырастали небольшие поселки с церковью, например Рагувеле (XVIII—XIX вв.).

Центр этого ансамбля образовался посредине длинной аллеи — композиционной оси, перспективу которой с одного конца замыкает дворец, а с другого — жилое здание с магазином (бывшая корчма). Возле дворца комплекс сооружений образует круглую площадь; близ нее расположены хозяйственные постройки, а вокруг корчмы расположен поселок с церковью.

Городского типа ансамблем является имение Рокишкяй, начатое постройкой в 1801 г. Из основного комплекса со временем вырос сложный по плану ансамбль с тремя композиционными центрами на одной оси (около 2 км длиной) и двумя неоготическими зданиями. Ансамбль состоит из построек разного назначения, в большинстве неоштукатуренных, каменных или кирпичных. Композиционная ось проходит по территории дворцовых усадеб с прудами по сторонам, через продолговатую площадь базара со зданием торговых рядов и заканчивается большой неоготической церковью. Этот ансамбль составляет принципиальное решение плановой структуры г. Рокишкис. Создание ансамбля, видимо, начатое арх. Стуока-Гуцявичюсом, свидетельствует о большом мастерстве его автора, предвидевшего развитие города.

После третьего раздела Речи Посполитой (1795) вся территория Литвы до Немана была присоединена к России. Несмотря на национальное угнетение литовского народа царской властью, в Литве развивались промышленность, торговля, строительство и нарастал кризис феодального строя. В этих условиях развивается поздний классицизм в литовской архитектуре (1800—1850).

На отдельных сооружениях Литвы заметно влияние русской архитектуры (жилой дом на Тракайской улице, 8 в Вильнюсе и др.), но и творчество авторов Вильнюсской архитектурной школы не ограничивалось пределами Литвы: в 1794 г. Стуока-Гуцявичюс построил церковь в Малатычах, в Кричевском районе, БССР; по проекту Подчашинскиса в 1829 г. построено здание гимназии в Слуцке и др.

Одним из важнейших сооружений этого периода является ансамбль Вильнюсского епископского дворца, построенный в 1792 г. Л. Стуока-Гуцявичюсом, а во втором и третьем десятилетии XIX в. перестроенный по эскизам В. П. Стасова губернским архитектором Пусье для дворца генерал-губернатора (рис. 17). Это здание на первом этаже северного фасада имеет две лоджии с греко-дорическими колоннами, а на южном — монументальный ионический портик на высоком цокольном этаже. Во дворе построены кордегардии с использованием греко-дорического ордера. Аналогичная композиция применена в имении Яшунай Эйшишского района (арх. К. Подчашинскис). Во дворцах имений часто применялись громадные портики, буквально подавляющие более низкие по высоте здания. В малых усадьбах дома украшались деревянными портиками. Иногда классические формы применялись и в сельскохозяйственных постройках, главным образом в амбарах.

В Литве в это время строятся культовые здания разных типов: однобашенные (церковь в Ионишкелис, Пасвалисского района, 1790—1792); ротонды с куполом (церковь в Судярве Вильнюсского района, 1803—1822, строил Л. Барткявичюс по проекту Стуока-Гуцявичюса; церковь Кальвяй Кайшядорского района, 1800); на высоком цоколе с ионическим портиком подобно древнеримскому храму в Ниме построена евангелическо-реформатская церковь в Вильнюсе (арх. К. Подчашинскис, рис. 18).

Среди гражданских сооружений общественного характера представляют интерес торговые ряды в Рокишкисе, Седе и Альседжяе. В планировочных работах применяется принцип регулярной композиции. Таковы проекты 

Вильнюса, Каунаса, Шауляя и меньших городов (Кедайняй, Расяйняй, Зарасай и др.). В них предусматривается прямоугольная сетка широких улиц с просторными кварталами. Большинство генпланов было создано в 1-й половине XIX в.

С 1830-х гг. архитектура классицизма в Литве, как и в соседних странах, приходит в упадок, уступая место эклектическим течениям.


Глава «Архитектура Литвы XVI — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Я. Баршаускас. Москва, Стройиздат, 1969

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)