Архитектура Польши XVII — начала XIX в.
XVII в. был для Польши временем феодальной, магнатско-шляхетской реакции против бюргерства, равно как и церковной контрреформации против протестантизма и гуманистической, светской культуры. Могущество магнатов, поддерживавших контрреформацию, основывалось на эксплуатации захваченных ранее земель на Востоке, вызвавшей, однако, восстания их населения, вместе с классовыми противоречиями и войнами ослаблявшие Польшу.
Феодальная реакция и контрреформация стремились использовать все средства воздействия на массы, в том числе архитектуру и другие виды искусства. Магнаты строили крупные укрепленные резиденции, со 2-й половины XVII в. принявшие вид дворцов, окруженных парками. Церковная контрреформация возглавлялась сильным и мощным монашеским орденом иезуитов. Иезуитские церкви в Польше строились по образцу церкви Иль Джезу в Риме однонефными с боковыми капеллами, трансептом и куполом над средокрестием и с неглубоким алтарем в апсиде. Боковые фасады были просты, а главный, обычно лишенный башен, членился на два этажа и завершался фронтоном. Такими были польские иезуитские церкви XVI в., и этот тип перешел в XVII в.
Церковь Петра и Павла в Кракове (1605—1609, арх. Падовано), самое характерное произведение иезуитской архитектуры в Польше, сходное с римским прообразом как по плану, так и по форме, имеет высокий и богатый двухъярусный фасад (рис. 1). Однако многие иезуитские церкви были значительно проще и часто не имели куполов.
Рис. 1. Краков. Иезуитская церковь Петра и Павла, 1605—1609 гг., Падовано. Общий вид и интерьер |
Рядом с церквами иезуиты обычно сооружали конвенты и коллегии. Возводились они внутри городских стен, что сказывалось на общем облике города. Церкви часто строились в конце улиц, идущих от рынка (Познань, Пиотрков, Ярослав и др.).
В борьбе против реформации принимали участие и другие монашеские ордена. В конце XVI и XVII вв. в городах и предместьях возникло много монастырей, владевших обширными территориями, с местами для паломников и площадями для торжественных богослужений. Часто монастыри окружались укреплениями (Ченстохова, рис. 2, Виснич, Лежайск). В это же время строились крупные монастырские сооружения, посвященные «страстям господним», с монументальными капеллами (Кальвария Зебжидовская, Пакость, Вейхерово), капеллы, посвященные Лоретанской мадонне, и др.
Рис. 2. Ченстохова. Укрепленный монастырь на Ясной горе, XV—XVII вв. План | Рис. 3. Климонтув. Церковь, 1643—1650 гг., Л. де Сент. План |
Церкви различных монашеских орденов 1-й половины XVII в. во многом повторяют иезуитский тип, например доминиканская церковь в Варшаве (1612—1638). Их разновидностью являются церкви с угловыми башнями (церковь камедулов в Кракове, 1605—1630, арх. Спецца). В 1643—1650 гг. в Климонтуве построена первая в Польше церковь, имеющая в плане эллипс (арх. Лоренцо де Сент) — пример непосредственного влияния римского барокко конца XVI — начала XVII в. (рис. 3).
В архитектурных деталях зданий, построенных до половины XVII в., часто встречаются формы позднего польского ренессанса, что объясняется участием в строительстве местных зодчих. Черты барокко прежде всего проявились в архитектуре королевских и магнатских резиденций: в постепенном переходе от однорядных планов с анфиладами комнат к многорядным, более компактным и не требующим применения связывающих галерей; в стремлении к симметрии и репрезентативности, создававшейся угловыми башнями; в возведении вокруг резиденции или объединении с ней укреплений с бастионами, имевших на окраинах военное значение, но служивших и символом мощи магната. В этот период проявляется забота о строительстве новых и усовершенствовании старых замков. К Вавельскому замку были пристроены две башни и реконструированы несколько его залов, получивших золоченые балочные потолки с росписью, кожаные обои, новые барочные камины и дверные наличники из темного мрамора. В связи с перенесением столицы из Кракова в Варшаву королем Зигмунтом III Вазой был перестроен Варшавский замок. Закончено начатое еще в конце XVI в. строительство крыльев замка, которые вместе со старыми готическими частями образовали в плане неправильный пятиугольник с угловыми башнями. Владислав IV построил Уяздовский замок в Варшаве, квадратный в плане с внутренним двором и четырьмя декоративными башнями по углам с богатыми по форме шпицами; центральный корпус со стороны Вислы имел два ряда помещений с двухэтажной лоджией в середине фасада. В обоих замках аттики уже отсутствуют.
Рис. 4. Кельцы. Дворец епископа, 1637—1641 гг. Общий вид и план |
Полное развитие барокко получило в магнатских резиденциях. Дворцы в Бяла Подляска, Кельцах (рис. 4), Ланьцуте и Крушине, дворец Оссолиньских в Варшаве — компактны; симметрия их фасадов подчеркнута лоджиями и угловыми башнями. Дворцы в Кельцах, Бяла Подляска и Оссолиньских в Варшаве уже не имеют внутренних дворов; для их планировки характерны вестибюль на оси здания и большие залы второго этажа. При дворцах Бяла Подляска, Ланьцут, Виснич, Кшиштопор, Жешов и некоторых других были построены укрепления, большей частью пятиугольные, с угловыми бастионами и въездными воротами в одной из куртин. Великолепный замок был построен в 1631—1644 гг. в Кшиштопоре по проекту арх. Лоренцо де Сент (рис. 5). Внутренний двор дворца, эллиптический в плане, открыт с одной стороны, а дворец непосредственно соединяется с окружающими каменными укреплениями. Характерно введение темного колорита при отделке интерьеров с применением позолоты. Шляхта строила свои усадьбы и в виде единого объема с подчеркнутой осью симметрии (например, лоджия в Поддембицах), иногда акцентированной угловыми башнями даже в деревянных усадьбах.
Рис. 5. Кшиштопор. Замок, 1631—1644 гг., Л. де Сент. Общий вид и план 2-го этажа |
Города в XVII в. приходят в упадок. Прибыли от городских ремесел и торговли все больше захватывают магнаты и шляхта, что экономически ослабляло страну. В середине XVII в. нашествие шведов привело к огромным разрушениям на территории всей страны. При короле Яне III Собесском строительство оживилось, и в нем следует отметить роль арх. Тильмана ван Гамерена, голландца по происхождению. Во 2-й половине XVII в. польская архитектура вступила в период зрелого барокко.
Рис. 6. Гостынь. Церковь Филиппинцев, 1677—1698 гг., Катеначи. Интерьер и план |
В культовой архитектуре 2-й половины XVII — начала XVIII в. наряду с прямоугольными в плане церквами иезуитского типа все чаще встречаются постройки: центрические — многоугольные, с равноконечным крестом или объединяющие эти две системы; в XVIII в. появляются церкви, представляющие в плане удлиненный многоугольник или эллипс. Одно из первых сооружений нового типа — церковь Филиппинцев в Гостыни (1677—1698, арх. Катеначи). Она имеет форму восьмигранника с огромным куполом, следуя образцу церкви Санта Мариа делла Салуте в Венеции (рис. 6). В Варшаве Тильман построил две центрические церкви: Сакраменток (1688—1692) — в плане совмещающую крест и многоугольник с большим куполом — и Бернардинцев в Черникове (1690—1692) в виде равноконечного креста с куполом и многоугольным в плане алтарем для монахов. Наружное убранство этих церквей в отличие от богатых интерьеров носит сдержанный характер. Тильману принадлежат также две центрические церкви: в Подзамче Хенциньске и университетская в Кракове, в ходе строительства переделанная в нефную. Капелла Собесских в Гданьске (1678—1681) тоже центрическая и перекрыта куполом. Форму удлиненного многоугольника, близкого к эллипсу, имеет план церкви Камедулов в районе Беляны в Варшаве, начатой в 1669 г. и законченной в XVIII в.
Рис. 7. Краков. Церковь св. Анны, 1689—1703 гг., Тильман ван Гамерен. Фрагмент главного фасада |
Во времена раннего барокко архитектура фасадов культовых сооружений носила спокойный характер; позднее появляются богатая лепка, сильные членения и боковые башни. Церкви Визиток (1684—1695, арх. Солари), Бернардинцев (1670—1680) и св. Анны (1689—1703) в Кракове (рис. 7) —типичные образцы польского барокко того времени.
Однако основное внимание в этот период уделяется не столько фасадам церквей, сколько созданию их великолепных интерьеров. Богатый рельеф стен, пышность архитектурных форм, мраморы и цветной стук, обилие лепных украшений, часто позолоченных, фигурная скульптура и, наконец, грандиозные живописные композиции сводов и куполов характерны для церквей.
Формы зрелого барокко появляются в перестраиваемых старых церквах. В иезуитской церкви в Познани были установлены монументальные колонны, а нефы получили богатую лепку (1695—1698, арх. Катеначи и Вонсовски), готическая церковь Паулинов в Ченстохове перестроена в пышный барочный храм. Богатство и пышность убранства характерны и для отдаленных от центров монастырских церквей, таких как камедулская в Рытвянах и иезуитская в Свента-Липка (1691—1694).
Формы барокко проникли в деревянное церковное строительство. Правда, там преобладала традиционная однонефная система, но встречаются и трехнефные церкви с трансептом и центрические.
Нередки случаи подражания формам каменных храмов: двухбашенные фасады, имитация сводов и куполов (Рыглице, Госпшидово, Томашов Люблинский). Пилястры снаружи и столбы внутри этих зданий украшаются резными капителями. Примером центрической системы служит церковь св. Анны в Олесно, где в 1668 г. зодчий Мартин Снопек пристроил к старому прямоугольному храму новый шестигранник с пятью радиально размещенными капеллами.
Со 2-й половины XVIII в. изменилась и светская архитектура. Новые резиденции магнатов строились как дворцовые ансамбли с широкой пространственной осевой компоновкой, где дворец занимает центральную часть между открытым парадным двором, окруженным флигелями, и большим парком. В композицию резиденций часто входили подъездные дороги и далекие перспективы. Начиная с XVIII в. в эту композицию все чаще включают водные пространства — бассейны правильной геометрической формы. Дворцы обычно были двухэтажными с вестибюлем на первом этаже и большим залом и комнатами с двух сторон зала на втором. Иногда по углам строили декоративные башни и ризалиты, подчеркивающие симметрию.
Рис. 8. Вилянув. Дворец, конец XVII в., Лоччи |
Одна из первых резиденций нового типа — дворец в Вилянуве под Варшавой, построенный арх. Лоччи для короля Яна Собесского, начатый в 1680 г. как небольшой дворец итальянского типа с четырьмя выступами по углам (рис. 8). В 1681— 1694 гг. к зданию были пристроены галереи, заканчивающиеся башнями, а над его средней частью возводится еще один этаж.
Более крупная резиденция Красинского в Варшаве, построенная в 1677—1694 гг. по проекту Тильмана, имеет четыре угловых ризалита на главных фасадах, соединенных на втором этаже галереями со средним ризалитом. Совершенство архитектурной композиции этого здания выдвигает его в число важнейших памятников польского барокко (рис. 9). Тильман построил также дворцы в Белостоке и Пулавах (впоследствии перестроены), Любартове, Неборове и вероятно в Старом Отвоцке; в них центр главного корпуса подчеркнут плоским ризалитом с высоким фронтоном, а боковые выступы имеют иногда форму башен. Подобный характер имеют и варшавские дворцы этого периода — Паца, Радзивилла, Морштына и др.
Рис. 9. Варшава. Дворец Красинских, 1677—1694 гг., Тильман ван Гамерен |
Тильманом выстроены в Варшаве небольшие дворцы Мокроновских, Острожских и дворец на Маримонте, уже квадратные в плане, без выступов и башен. В них видно увлечение автора палладианскими образцами. Построенный Тильманом центрический купольный павильон в парке был включен во 2-й половине XVIII в. в общий ансамбль королевского дворца в Лазенках. В это же время строятся многочисленные деревянные усадьбы, обычно с боковыми пристройками. Из городских построек этого периода следует упомянуть о так называемом Маривилле в Варшаве, сооруженном также Тильманом, огромном комплексе зданий торгового назначения с капеллой в центре. В Торуне и силезских городах было построено несколько больших бюргерских домов с обильно украшенными фасадами.
Многочисленные проекты великолепных королевских резиденций Саксонской династии в большинстве случаев не были осуществлены.
Начатая в эти годы перестройка старого Королевского дворца в Варшаве ограничилась устройством ризалита с бальным залом со стороны Вислы (1746, арх. И. Кноффель). Монументальный дворцовый ансамбль был создан в Варшаве вне городских укреплений XVII в. Центром композиции стал существующий дворец Морштынов, к которому в 1713 г. пристроили флигеля, образующие парадный двор (позднее превращенный в Саксонскую площадь), а с западной стороны разбит парк с павильоном (1724). Симметрично расположенные здания казарм продолжают развитие продольной оси композиции на запад. Проекты перестройки и увеличения дворца остались неосуществленными.
Рис. 10. Белосток. Дворец Бранидких, XVIII в., И. X. Клемм. Общий вид и план парка |
Не претворенным в жизнь проектом в Варшаве была и реконструкция Уяздовского замка. Проектировали эти здания немецкие архитекторы Нейманн, Пёппельманн, Дейбель и др., принесшие с собой распространившееся к тому времени в Европе декоративное искусство рококо. В течение 1-й половины XVIII в. рококо проникает в магнатские резиденции, включая и старые замки и дворцы. Например, дворец Браницких в Белостоке в 1748—1758 гг. был перестроен арх. И. X. Клеммом, получив двойной парадный двор и парк со стрижеными деревьями и партером. Дворец богато декорирован лепниной и скульптурой, которая в изобилии находилась и в парке. Башни получили изящные декоративные завершения (рис. 10).
Рис. 11. Радзинь Подляски. Боковые ворота дворцового двора, 1740—1758 гг., Я. Фонтана |
Следует упомянуть также дворцовый комплекс в Радзине Подляском (1740—1758, арх. Якуб Фонтана) с большим двором, с парком и каналом на главной оси композиции (рис. 11). Интересна композиция переделанного в формах рококо дворца в Рыдзине (около 1741, силезский архитектор Карл Франц), стоящего на пересечении нескольких осей, организующих не только парк и далекий ландшафт, но и смежный городок, в котором на оси дворца возведена новая ратуша. Широко задуманы осевые композиции дворцов в Вольбоже, Хорошше, Кристинополе, Ционженц и др. Строились и усадьбы с павильонами, например Грабки. Тогда же переделаны в новом стиле интерьеры прежних дворцов (Неборов), закладывались новые, обширные парки с террасами, павильонами, каналами и т. п.
Магнаты реконструировали свои городские резиденции или строили новые по проектам саксонских, итальянских и французских архитекторов. Наиболее интересны дворцы Брюля, Чарторысских, Весслов, епископов краковских, так называемый дворец «Под бляхой» в Варшаве и некоторые здания в Кракове.
С середины XVIII в. улучшается экономическое положение городов, развиваются торговля и ремесла, растет их население, строятся новые и перестраиваются старые городские сооружения. В стиле рококо построены дома Пражмовских в Варшаве, Уфагена в Гданьске и силезских городах. Строятся новые ратуши, например в Лешне (после 1712, арх. Помпео Феррари), Белостоке (1745—1761, арх. И. X. Клемм). Особого внимания достойна постройка библиотеки Залусских в Варшаве — провозвестника наступающего периода Просвещения.
Разнообразнее и богаче формы позднего барокко в церковной архитектуре. В планах и фасадах церквей все чаще появляются округлые, эллиптические линии, придающие зданиям богатство светотени и живость, подчеркнутую архитектурными и скульптурными украшениями. В отделке интерьеров широко применяются стук, лепка и росписи, дополняемые убранством алтарей, украшенных скульптурами святых и ангелов-путти среди облаков и лучей. Из многих церквей, построенных и перестроенных в 1-й половине XVIII в., укажем только несколько наиболее характерных. В Великопольше обращают на себя внимание постройки арх. Помпео Феррари, овальные в плане церкви в Лонде (1728—1733), Овинске (1720—1728), Всхове, евангелический сбор в Лешне и капелла Потоцких в соборе в Гнезне (1727—1730).
Рис. 12. Кшешов. Церковь Богородицы, 1728—1735 гг. План |
Влияние австрийско-чешской школы известного мастера Динценхофера проявилось в архитектуре прекрасных церквей в Легницком Поле (1727—1731). Один из лучших примеров этой школы, богатый неожиданными эффектами игры светотеней,— церковь в Кшешове (1728—1735, рис. 12), а также иезуитская церковь в Нысе и церковь в Вамбежице около Клодзка (1730). В Кракове большую роль играл польский архитектор Кацпер Бажанка, широко использовавший элементы римского барокко в церквах: Миссионеров (1719—1728), Норбертанок в Имбрамовице (1711—1717) и, вероятно, Кармелиток. Тогда же в Кракове работал арх. Франческо Пладици (церкви Пиаров, 1759—1761, и Тринитариев 1752— 1758), а также арх. Антонио Солари (церковь Паулинов, 1734—1742).
Великолепны церкви Визиток в Варшаве (1728—1734, архитекторы Карло Байи и Доменико Фонтана, рис. 13) и в Кобылке около Варшавы (1741—1763, арх. Д. Лонджи и Д. Фонтана). Эллипс применяли в плане даже небольших церквей, как, например, в Карчеве, а церковь Камедулов в Варшаве, в районе Беляны рубежа XVII и XVIII вв. — многоугольная с трансептом. На территории люблинского воеводства аналогичны по плану центрические барочные церкви в Любартове (1733—1738), Влодаве (1741) и одна из наиболее живописных в Холме (1753—1763, арх. Паоло Фонтана, рис. 14).
Рис. 13. Варшава. Церковь Визиток, 1728—1734 гг., К. Байи и Д. Фонтана. Главный фасад | Рис. 14. Холм. Церковь св. Апостолов, 1753—1763 гг., П. Фонтана |
В XVIII в. по-прежнему строились и деревянные церкви, иногда центрические (в Броке, 1750; Яблонове, 1760; Вышине, 1781) или в виде удлиненного многоугольника (Рыхнов, Мрочков, Ближин). Интересный пример барочного сооружения с трансептом и куполом, с богатой резьбой интерьера в формах рококо — церковь в Мнихове (1730). Наиболее живописна церковь в Малёвой (1739—1782), где даже очертания балок в нефах криволинейные.
К числу крупных и оригинальных барочных сооружений следует отнести некоторые синагоги, построенные с большим мастерством и отличавшиеся интересными архитектурными формами. Главный зал, чаще квадратный, перекрывался сложными деревянными сводами, иногда надвинутыми один на другой в несколько ярусов (Волпа, Заблудов, Снядов и многие другие, сожженные гитлеровцами в 1939—1945 гг.).
***
Великолепие архитектуры барокко выросло на базе феодального строя, уже мешавшего развитию страны и ведшего ее к экономическому упадку и потере политической независимости. Понятно поэтому, что прогрессивные идеи рационализма XVIII в. нашли в Польше живой отклик.
Осуществлению этих идей мешало то, что большинство их носителей принадлежало к привилегированным классам, среди которых было много противников нового, всячески противившихся реформам и принятию новой государственной конституции. Буржуазия была тогда еще слаба и вела упорную борьбу за укрепление своего положения в жизни страны. Поэтому перемены в архитектуре того времени выражаются сначала в изменении форм дворцов, и лишь позднее появляются проекты зданий школ, научных учреждений, академий, музеев, больниц, приютов, торговых домов, театров и других сооружений. Возникают проекты новой планировки городских улиц, площадей и общего благоустройства. В Варшаве начала деятельность «Комиссия доброго порядка» (благоустройства), работа которой принесла серьезные результаты. Появляются попытки создания в стране первых промышленных предприятий, мануфактур, строящихся по инициативе короля и некоторых магнатов. Экономические условия в стране не позволили осуществить многие интересные проекты. И все же идеи века Просвещения постепенно изменяли облик Польши.
Архитектуре классицизма 2-й половины XVIII — начала XIX в. свойственно стремление к простоте форм и композиции зданий. В придворной архитектуре Польши большое значение получили французские образцы. Развитию новых форм сопутствовал интерес к античному искусству и в меньшей степени к средневековью, окрашенному ореолом романтики. Новые эстетические принципы сказались в изменениях планировки парков, где вместо геометрических форм партеров и стриженых деревьев появляются пейзажные сады и парки с гротами, искусственными руинами и пастушескими хижинами.
Самые видные произведения архитектуры начала этого периода, как и раньше,— королевские резиденции. Король Станислав Август окружил себя выдающимися художниками, которые, несмотря на материальные затруднения в стране, создали ряд высокохудожественных произведений. Еще до вступления на престол Станислав Август заказал французскому архитектору Кусту проект дворца в формах классики (1761), а в 1764 г. французский архитектор В. Луи составил проект перестройки Варшавского замка. Однако перестройка замка велась под руководством жившего в Польше архитектора Якуба Фонтаны, а потом придворного архитектора Доменико Мерлини, перестроившего частично Уяздовский замок (1766—1771) и строившего в Лазенках Дворец на воде, Белый домик, Мысливецкий дворец и др. (до 1793).
Рис. 15. Варшава. Королевский замок. Тронный зал, 1780—1785 гг. |
В Варшавском замке работы велись в основном по изменению интерьеров. Были созданы анфилады больших торжественных залов, отличавшихся богатством и изяществом деталей, великолепными плафонами работы Бачиарелли и полами из различных сортов дерева. Некоторые залы, например тронный, построенный еще в саксонский период, и после перестройки имел в своей архитектуре отзвуки барокко (рис. 15). Первые сооружения в Лазенках — это летний павильон, называемый Белым домиком (1774—1775), квадратный в плане, и Мысливецкий дворец (1775—1777) с фасадом, носящим черты барокко в изгибе крыльев и форме большой ниши в центре. В 1784 г. начались работы по постройке Дворца на воде. Центральной частью дворца был круглый зал купальни конца XVII в. К нему пристроены со всех сторон новые комнаты и залы. Небольшой дворец, прямоугольный в плане, украшенный нишей с колоннами с юга и колоннадой портика с севера (1788), представляет собой шедевр архитектуры того времени. Интерьеры дворца соединяют простоту планировки с высоким художественным уровнем деталей, богатством живописи, скульптуры и бронзовых украшений (рис. 16).
Рис. 16. Варшава. Лазенковский дворец, 1784—1788гг., Д. Мерлини. Южный фасад, план и интерьер бального зала | |
Рис. 17. Варшава. Дворец «Круликарня», 1786-1789 гг., Мерлини | Рис. 18. Любостронь. Дворец, 1800 гг., С. Завадский |
Квадратный или прямоугольный план с круглым залом в центре стал образцом для дворцов 2-й половины XVIII в. Среди них можно указать на так называемую «Круликарню» в Варшаве (1786—1789, арх. Мерлини, рис. 17) и дворец в Любостроне (1800, арх. С. Завадский, рис. 18); интересным вариантом является небольшой дворец в Натолине, в котором центральный зал, эллиптический в плане, выдвинут вперед и вместо наружной стены имеет открытую колоннаду (1782, арх. Ш. Цуг, рис. 19). В других дворцах (Яблонна, 1775—1779, арх. Д. Мерлини, рис. 20; Мала Весь, Рогалин, Смелов, 1797, арх. Завадский), залы выдвинуты вперед, образуя центральный ризалит. В больших резиденциях продолжал применяться парадный двор, окруженный флигелями, но теперь появляются закругленные галереи или колоннады между флигелями и главным корпусом (Рогалин, Смелов, Павловице, Святск, Бялачев и др.).
Рис. 19. Натолин. Дворец, 1782 г., Ш. Цуг. Фрагмент фасада и план | |
Рис. 20. Яблонна. Дворец, 1775—1779 гг., Д. Мерлини | Рис. 21. Познань. Дворец Дзялинских, 1780—1790 гг. |
То же было и в городских дворцах, например во дворце примаса в Варшаве (1783, арх. Е. Шрёгер). Но магнатские городские дворцы часто строят уже без двора, вдоль красной черты улицы, как, например, дворцы Рачинских и Тышкевичей в Варшаве (1785—1791, архитекторы С. Завадский и Я. X. Камзетцер), дворец Дзялинских в Познани (1780—1790, рис. 21) или дворец Яблоновских и Водзицких в Кракове (1777—1783).
В 80—90-х годах XVIII в. в Польше зарождаются новые капиталистические экономические отношения. Представители городской буржуазии строят в столице торговые и банкирские дома, состоящие из залов для банковских или торговых операций и складов, весьма представительные. Таковы дворцы Теппера (1774, арх. Е. Шрёгер) и дворец Резлера (арх. Ш. Цуг, рис. 22) в Варшаве.
Рис. 22. Варшава. Дворец Резлера, 3-я четверть XVIII в., Ш. Цуг | Рис. 23. Варшава. Церковь Кармелитов, 1777— 1789 гг., Е. Шрёгер |
В связи с развитием в Польше городов возникают нового типа жилые дома и ратуши в формах классицизма, как, например, в Седльце (около 1780, арх. Станислав Завадский), Коцке (до 1784, арх. Д. Мерлини), Блоне (1782, арх. Д. Мерлини), в районе Лешно в Варшаве (1785, арх. III. Цуг). Ратушу в Люблине в 1787 г. и верх башни Познаньской ратуши перестраивал арх. Д. Мерлини. Развитие путей сообщения вызвало строительство дорожных станций — «заездов», состоящих из гостиницы и обширной конюшни с каретным сараем (заезды «Деканка» и «Под орлом» в Варшаве). Строились здания научных учреждений и учебных заведений. В Кракове сооружено здание астрономической обсерватории (1788, архитекторы Завадский, Радваньский). Перестроено здание Коллегиум Нобилиум (1785) в Варшаве; в Тшемешне построена бурса (1773).
В Варшаве и Каменце возведены крупные комплексы казарм (арх. Завадский). В Варшаве построены театр на площади Красиньских (1779, арх. Солари), театр в так называемой «Помаранчарне» (1786—1793, арх. Мерлини) и Летний театр в Лазенках (1790—1793, арх. Мерлини).
Новые веяния проникают и в церковную архитектуру, где до конца XVIII в. господствовал барокко. Но общий объем культового строительства значительно уменьшился. Часто во время перестройки церквей элементы классицизма перемешивались с барочными (фасады церкви Кармелитов в Варшаве, 1777—1789, арх. Шрёгер, рис. 23; Познанский собор, 1772—1789, архитекторы Шрёгер и Солари); фасады церкви св. Анны в Варшаве (1788, архитекторы Г. Айгнер и Потоцкий) решены в палладианских формах. Башни собора в Гнезне и церкви в Туме под Ленчицей арх. Шрёгер надстроил еще в духе барокко.
Выделяется оригинальностью лютеранская церковь, построенная в Варшаве в 1777—1779 гг. арх. III. Цугом. Круглое здание с четырьмя выступами и портиком с фронтоном, перекрытое куполом с фонарем, простое и суровое, принадлежит к новаторским сооружениям того времени (рис. 24). Центрический план имеет церковь в Скерневице (1781, арх. Е. Шрёгер), а в конкурсе на храм Провидения с участием лучших польских архитекторов почти все проекты предусматривали подобное решение. Наряду с этим продолжалось строительство церквей зального типа и многоугольных в плане (Кернозин, Петрикозы, Радеевице). К числу сооружений строгого классицизма с монументальной колоннадой на фасаде принадлежит церковь в Кшижановице (1783—1787, арх. Завадский).
Рис. 24. Варшава. Лютеранская церковь, 1777—1779 гг., Ш. Цуг. План | |
Рис. 25. Пулавы. Храм Сивиллы, 1798—1801 гг., Айгнер | Рис. 26. Варшава. Дворец Сташица, 1818—1823 гг., А. Корацци |
Рис. 27. Варшава. Польский банк, 1825 г., А. Корацци | Рис. 28. Варшава. Большой театр, 1825—1833 гг., А. Корацци |
Война с Россией и Австрией в конце XVIII в. и внутренние беспорядки, закончившиеся третьим разделом польского государства в 1795 г., стали причиной больших трудностей, углубившихся в годы наполеоновских войн. Группа варшавских архитекторов распалась, и до 1815 г. они работали главным образом в провинциальных усадьбах. Дворцы в них строились обычно двухэтажными, с портиком и фронтоном; в центре здания часто помещался круглый или овальный зал (Бейсце, Павловице, Нездов, Гестков, Колачкове и др.). Портики с фронтонами часто возводились и у одноэтажных домов (Слешин, Петрики, Халчув и др.), равные по высоте дому или в виде галереи вдоль всего фасада (Могильница, Рожнов и др.). В резиденции Чарторысских в Пулавах арх. П. Айгнер построил дворец Маринки, близкий Дворцу на воде в Лазенках, и павильоны в пейзажном парке, напоминающие античные постройки, как храм Сивиллы (1798—1801, рис. 25), или своеобразно трактованные готические (Готический домик, 1809). В Пулавах Айгнер построил и церковь-ротонду с портиком (1803). В этот период в ряде имений закладываются пейзажные парки с павильонами, руинами, амфитеатрами, акведуками и т. п. Наиболее интересен из сохранившихся до наших дней — парк в Аркадии около Ловича (заложен в 1780).
После венского конгресса (1815) на территории так называемого Царства Польского, несмотря на политический гнет, возникли сравнительно благоприятные условия культурного и экономического развития. Росла промышленность, развивались города, возникали новые промышленные центры — Лодзь, район Кельцы и города Домбровского угольного бассейна. Развитие мелкой промышленности вызвало наплыв населения в города, что привело к расширению жилищного строительства в них. Возникает многоквартирный тип жилого дома, в котором квартиры сдаются внаем. В промышленных районах строятся рабочие поселки, обычно состоящие из типовых деревянных зданий, упрощающихся и обедняющихся по мере роста количества рабочих.
Планы реконструкции городов и проекты новых промышленных центров все еще следуют старым традициям: осевой системе плана, радиальным улицам, круглым, полукруглым и многоугольным площадям. По такому типу построены города Лодзь, Озорков, Бялогон и другие промышленные центры, города и поселки. Много внимания уделялось композиции промышленных зданий, проектируемых чаще в классических формах, иногда в готике. Для них, а также для жилых домов для рабочих, почтовых станций и заездов и даже для церквей выпускались типовые проекты (альбомы Айгнера).
С развитием капитализма аристократия и помещики переселяются из городов в загородные имения, а в их дворцах размещаются административные учреждения, причем изменяется их архитектурный облик. Возникает новый тип административного здания в строгих классических формах с портиком, часто поднятым на рустованных арках. Этот тип, появившись еще в Варшавском герцогстве (1807—1815), распространился в 20—30-е гг., а окончательно сформировался в творчестве архитектора А. Корацци, начавшего свою деятельность в Польше в 1.818 г. постройкой здания Общества друзей наук в Варшаве, или, как его называют, дворец Сташица (рис. 26). Оно имеет купол и колоннаду над аркадами первого этажа, но наличие боковых ризалитов со сдвоенными колоннами еще говорит о влиянии барокко. В перестроенных Корацци в административные здания дворцах Мостовских, Лещинских, Огинских и др. элементов барокко уже нет. В здании Казначейства (1824) Корацци соединил несколько прежних дворцов в одно целое и дополнил их новым зданием Польского банка (1825), где двухэтажные аркады окружают большой купольный круглый зал (рис. 27).
Крупнейшее произведение Корацци — здание Большого театра в Варшаве, одного из самых больших в Европе того времени (1825—1833). Театр возведен на месте снесенного дворца Маривилла, причем флигель с колоннадой, построенный в 1820 г. по проекту арх. Айгнера, Корацци включил в виде крыла главного здания театра, а с другой стороны построил точно такое же крыло, создав крупный ансамбль во всю длину площади (рис. 28). Центральная часть здания украшена большой колоннадой над аркадой (позднее к ней был пристроен портик с колоннами).
Новые постройки и перестройка прежних изменили облик Варшавы, в котором начала преобладать архитектура классицизма, особенно на новых улицах. В этом стиле строились административные и хозяйственные здания: бани, склады, гауптвахты и городские заставы (1816—1818, арх. Я. Кубицкий). Строятся или перестраиваются в классических формах ратуши в Ловиче, Лодзи, Коло, Конине, Калише, Плоцке, Александрове и других городах. В тех же формах с колоннадами строят городские дома, заезды, торговые ряды (Сохачев, Гура Кальвария).
На польской территории, попавшей под австрийское господство, экономическое положение не благоприятствовало строительству. В Кракове лишь фасады нескольких домов были перестроены в формах классицизма — без колоннад и портиков. То же относится и к территории, попавшей под власть Пруссии. Прусское правительство сознательно тормозило индустриализацию страны и строительство.
Церковное зодчество потеряло ведущую роль в развитии архитектуры уже в конце XVIII в., а в начале XIX в. строительство церквей еще более сократилось. В Варшаве в это время построены церковь св. Александра (1818—1825, арх. Айгнер), ротонда с двумя портиками. Несколько небольших церквей было построено по типовым проектам Айгнера.
Преобладающее место в строительстве занимают в это время светские общественные здания. Время существования Царства Польского было периодом больших изменений и замыслов, которые должны были привести к осуществлению идей века Просвещения.
Глава «Архитектура Польши XVII — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: Я. Захватович. Москва, Стройиздат, 1969
Добавить комментарий