Франческо ди Джорджо Мартини

Для окончания же архитектурных работ, не завершенных Лаураной, в Урбино в 1475 г. был приглашен Франческо ди Джорджо Мартини — один из универсальных людей XV в., известный как живописец, скульптор, архитектор, теоретик и инженер.


Франческо ди Джорджо Мартини в молодости работал на родине, в Сиене, преимущественно как живописец и строитель крепостей. В Урбино он работал как военный инженер и архитектор около десяти лет. Позже строил в Губбио, Иези и Анконе. Последние годы провел на родине, выезжая в Неаполь и Милан, где встречался во время экспертизы по строительству собора с Леонардо да Винчи. В конце жизни написал архитектурный трактат. Основные архитектурные работы: руководство строительством урбинского дворца по проекту Лаураны и, вероятно, самостоятельная отделка некоторых помещений (1475—1480 гг.), дворец в Губбио (1476—1479гг.), палаццо дельи Анцизни в Анконе (1486г.), палаццо дель Комуне в Иези (1486 г.), церковь Сан Бернардино близ Урбино (между 1482 и 1491гг.), церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (1485 г.). Некоторые авторы приписывают ему наряду с Лаураной постройку палаццо Префеттицио в Пезаро.


Франческо были надстроены башни главного фасада урбинского дворца, завершен висячий сад, продолжен к югу восточный фасад и начато строительство двора, получившего название Кортиле дель Пасквино, с частично заложенной впоследствии семиарочной лоджией. Ему же следует приписать в разных частях дворца богатые обрамления окон и порталов в виде двух каннелированных пилястр, несущих полный трехчастный антаблемент. Под его руководством были также более пышно отделаны внутренние помещения дворца в соответствии с изменившимися вкусами владельца.

Палаццо Дукале в Губбио — герцогский дворец — сохранил внешний облик средневекового замка, состоящего, как и урбинский дворец до перестройки, из двух частей «прилепившегося» к горе оборонного сооружения с высокой сторожевой башней и средневекового дворца (получившего позднее название палаццо делла Гвардиа).

Центром обновленного дворца стал внутренний двор между двумя старыми постройками (рис. 52, 53). В новых частях дворца в Губбио повторялись формы и детали урбинского дворца: вариантом последнего был и парадный двор. Однако имеются также существенные различия (ср. наличники окон второго этажа). Общий облик дворца в Губбио отличается большей пышностью форм и меньшей стилевой целостностью.

Более самостоятельным и зрелым мастером проявил себя Франческо ди Джорджо в двух церквах — Сан Бернардино близ Урбино и Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (рис. 57).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Кортона (окрестности). Церковь Санта Мария дель Кальчинайо, 1485 г. Франческо ди Джорджо Мартини
Рис.57. Кортона (окрестности). Церковь Санта Мария дель Кальчинайо, 1485 г. Франческо ди Джорджо Мартини
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Кортона (окрестности). Церковь Санта Мария дель Кальчинайо, 1485 г. Франческо ди Джорджо Мартини Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Кортона (окрестности). Церковь Санта Мария дель Кальчинайо, 1485 г. Франческо ди Джорджо Мартини

В первой церкви архитектор строго соблюдает правила соразмерности, изложенные в его трактате об архитектуре: в плане, имеющем форму латинского креста, длина в четыре раза превышает ширину; неф перекрыт цилиндрическим сводом, высота которого равна половине ширины церкви, высота внутренних стен до основания свода превышает ширину в полтора раза.

Церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (находится за пределами Марок, в Тоскане), законченная после смерти архитектора, имеет в плане форму латинского креста. Ее план и разрез также соответствуют пропорциональным схемам трактата Франческо ди Джорджо.

Легкий интерьер — с ясными пространственными членениями главного нефа и боковых концов креста, перекрытых цилиндрическими сводами с высоким средокрестием, увенчанным восьмиугольным барабаном и сомкнутым куполом и, наконец, с двухъярусным ордером пилястр, с резким выделением темного ордерного каркаса на фоне белых стен, — заполнен светом и воздухом и напоминает архитектуру раннего флорентийского кватроченто.

Структуре внутреннего пространства и его членениям соответствует объемная композиция здания с ясно выделенными концами креста и высоко приподнятым восьмиугольным куполом на октогональном барабане. Трехъярусный ордер пилястр, членящих фасад, имеет типичный для кватроченто плоскостной характер. Архитектурный объем церкви строг, но изящен.

В церкви Санта Мария дель Кальчинайо Франческо ди Джорджо подвел итоги своей деятельности как архитектор и теоретик архитектуры.

Значительное место в практической деятельности и в трактате * мастера принадлежит строительству крепостей.

* Трактат Франческо ди Джорджо Мартини, написанный им в Урбино после 1482 г. и получивший широкую известность в списках, оказал значительное влияние на современных архитекторов, особенно в области военного зодчества, которой посвящена пятая книга трактата.

Крепости Сан Лео, Кальи, Мондавио и Сассокорваро (рис. 58, 59) показывают, что Мартини достиг в них высокой степени органичного сочетания инженерных и эстетических свойств, которое характеризует всю фортификационную архитектуру Италии рассматриваемого периода.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Франческо ди Джорджо Мартини: 1 — крепость Сан Лео; 2 — крепость Сассокорваро
Рис.58. Франческо ди Джорджо Мартини: 1 — крепость Сан Лео; 2 — крепость Сассокорваро
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Крепость Сан Лео
Рис.59. Крепость Сан Лео

Местоположение крепости, выбиравшееся с точки зрения удобства обороны, вместе с тем придавало постройке доминирующее значение в окружающем ландшафте. Во внешнем облике укреплений искусно подчеркивался характер грозной неприступности, тогда как жилые части форта были, по возможности, раскрыты в природу.

Для Франческо ди Джорджо Мартини в наиболее зрелый период типична приверженность к архитектурным традициям тосканской школы.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)