Лучано да Лаурана

Лучано да Лаурана также выходец из Далмации, работавший как архитектор, инженер и художник, принадлежит к числу наиболее своеобразных и тонких мастеров Италии в рассматриваемую эпоху.


Лучано ди Мартино да Лаурана (около 1425—1479 гг.) происходил родом из местечка Врана, близ Задара. Его славянское имя — Луциан из Враны; о годе его рождения и деятельности на родине сведений нет. В 1465 г. он находился при дворе Сфорца в Пезаро и в том же году переехал в Мантую. В документах 1467 г. именуется инженером и архитектором урбинского герцога Федериго да Монтефельтро. В 1468 г. Лаурану назначили главным архитектором урбинского дворца. В 1472 г. он по неизвестным причинам покинул Урбино и стал в Неаполе начальником артиллерии короля Ферранте. Кроме урбинского дворца, Лаурану считают без достоверных оснований автором палаццо Префетиццио в Пезаро (Фабрицци, Виллих). Лауране приписывают так называемые ведуты — картины с изображением идеального города; из скульптурных работ — некоторые камины урбинского дворца (А. Вентури).


Самым крупным произведением Лаураны является Палаццо Дукале в Урбино.

Композиция этого комплекса усложнена его двойственным назначением — парадного дворца и укрепленной герцогской резиденции, а также наличием старого средневекового дворца и укреплений, которые нужно было включить в новый ансамбль, расположенный на возвышенности. В строительстве дворца с XIII в. насчитывается около шести довольно ясно различимых периодов. Ко времени работы Лаураны с 1468 по 1472 гг. относится создание проекта, наиболее радикальная перестройка и объединение частей старого дворца и укреплений (рис. 49, 50), северного и восточного наружных корпусов дворца, примыкающих к внутреннему двору. Знаменитый внутренний двор и примыкающий к нему южный корпус были возведены с 1476 по 1483 гг., по всей вероятности, в соответствии с проектом Лаураны.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале, 1468-1483 гг. Лучано да Лаурана
Рис.49. Урбино. Палаццо Дукале, 1468-1483 гг. Лучано да Лаурана
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале. Фасады (даны в реконструкции), слева — главный (западный), справа — северный; разрезы, деталь, генеральный план и планы этажей
Рис.50. Урбино. Палаццо Дукале. Фасады (даны в реконструкции), слева — главный (западный), справа — северный; разрезы, деталь, генеральный план и планы этажей: 1 — двор; 2 — висячий сад; 3 — тронный зал (справа от него зал делле Велье); 4 — зал дельи Анджели (Анджоли)
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале. Северо-восточный угол здания (с окнами тронного зала) Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале. Висячий сад
Рис.51. Урбино. Палаццо Дукале. Северо-восточный угол здания (с окнами тронного зала); висячий сад
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: 1 — Урбино. Палаццо Дукале. Лучано да Лаурана; 2 — Губбио. Палаццо Дукале. Франческо ди Джорджо Мартини
Рис.52. 1 — Урбино. Палаццо Дукале. Лучано да Лаурана; 2 — Губбио. Палаццо Дукале. Франческо ди Джорджо Мартини
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале, двор Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Губбио — Палаццо Дукале, двор
Рис.53. Урбино. Палаццо Дукале, двор (слева); Губбио — Палаццо Дукале, двор (справа)
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале. Тронный зал Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Урбино. Палаццо Дукале. Камин
Рис.54. Урбино. Палаццо Дукале. Тронный зал и камин

В 40-х годах XV в. резиденция урбинских герцогов состояла из двух скромных построек на вершинах двуглавого холма,, окруженного жилищами горожан и городскими зданиями. Но эта резиденция не отвечала вкусам и потребностям герцога Федериго, понимавшего и ценившего искусство.

Уже в 1449 г. в Урбино работало несколько тосканских архитекторов-скульпторов под руководством Мазо ди Бартоломео. Однако флорентийцы не могли осуществить замыслы Федериго. Приглашенному в Урбино Лучано да Лауране было предложено построить новую резиденцию на мало удобном для столь обширного строительства холмистом участке, сохранив недавно отделанные сооружения.

Лаурана положил в основу планировки систему флорентийского городского дворца с большим внутренним парадным двором, вокруг которого группируются парадные, жилые и хозяйственные помещения. Это основное ядро было дополнено внутренним висячим садом и открытым в сторону города двором, образованным двумя выступающими южными корпусами. Комплекс дворца вследствие неровного рельефа местности, рыхлости грунтов, грозивших оползнями, и крепостных функций сооружения потребовал особенного внимания к прочности основания. Лаурана проделал огромную по тому времени подготовку строительной площадки, соорудил множество подпорных стен, фундаментов, каменных плотин и многоарочных мостов. Он показал себя первоклассным инженером.

Работы по возведению самого дворца начались с «палацетто Иолы», — так стали называть старую резиденцию после устройства в ее главном зале (на втором этаже) камина со скульптурным фризом и статуями Геракла и его жены Иолы, выполненными Франческо Лаураной (Франческо Лаурана (работал в 1458—1502 гг.), далматинский скульптор, возможно, сотрудничавший с Л. Лаураной и в Неаполе (декор «арки Альфонса» в Кастельнуово). Палацетто, образовавшее восточную сторону центрального двора, было расширено к северу и югу, и его фасад с разделенными колонкой арочными окнами флорентийского типа стал восточным фасадом нового дворца.

Строительство велось также в западном направлении: северной стороне двора соответствовали в первом этаже библиотека, кордегардия и лестница, а во втором, главном этаже, самый большой тронный зал дворца. Наконец, анфилада парадных покоев наверху и служебные и жилые помещения для свиты внизу замкнули двор с южной и западной сторон.

К северу от центрального двора была пристроена еще одна выступающая часть здания, с личными покоями владельцев, включившая вторую, существовавшую ранее постройку Кастелларе. Капитально перестроенная внутри, она вместила приемный зал, спальни, гардеробную и молельню герцогини и соединялась через зал дель Маньифико (или делле Велье) с тронным залом. Высокая подпорная стена соединяла торец этой пристройки с северной башней главного юго-западного фасада, ограждая висячий сад (рис. 51), по другую сторону которого располагались покои самого владельца; их окна раскрывались в сад или на главный фасад.

Так искусно и рационально решены были сложные требования придворного быта: парадные помещения изолированы от личных покоев, комнаты владельца и его жены размещались рядом, нижние помещения были отведены для свиты, слуг и стражи.

Композиция сложного, напоминающего небольшой город, дворца сочетает черты новых городских палаццо (закономерное строение плана вокруг центрального двора) и феодальных замков (живописная асимметрия объемов). Сознательное противопоставление этих элементов определило и своеобразное, исключительно удачное решение композиции главного парадного фасада, хорошо выразившего значение и неприступность резиденции герцога Монтефельтро.

В главном фасаде применен принцип контраста гладких массивных стен и стройных полукруглых башен с машикулями, с тонко проработанными, античными по характеру деталями многоярусной лоджии-балкона и ордерными наличниками окон. Все четыре балкона, образующие лоджию, различны по трактовке форм, которые по мере развития композиции вверх становятся более легкими и изящными.

Многоярусная лоджия — единственный элемент, нарушающий суровый, напоминающий укрепленные замки облик дворца со стороны внешнего подъезда.

Однако наиболее ярко основные тенденции архитектуры кватроченто проявились у Лаураны в интерьерах и в парадном внутреннем дворе. Изменения, внесенные архитектором во флорентийскую схему, придали двору большое своеобразие. Со стороны главного южного входа и на северной стороне расположено по пяти арок, с востока и с запада — по шести, что позволило поместить вход во двор на центральной оси. Удлиненная форма двора благодаря перспективному сокращению воспринимается как правильный квадрат. Аркады закреплены справа и слева пилястрами, смыкающимися под углом в 90°, — так впервые было найдено наиболее правильное решение проблемы угловых опор внутренних дворов, целесообразное с инженерной и архитектурной точки зрения. Угловые столбы с пилястрами создают устойчивую систему, погашающую распор арок, и подчеркивают статическую форму двора и упругую легкость зажатых между ними ордерных аркад (рис. 52, 53). 

Профилировка архивольтов и антаблемента наличников, редкие по красоте капители, а также латинская надпись по фризам, прославляющая владельца Урбино, — вот почти весь декор двора. Чистота и ясность архитектурных форм, гармоничность пропорций, легкий и спокойный ритм колонн, арок и небольших пилястр в сочетании со светлым колоритом белого камня ордера и бледно-желтого кирпича стен придают двору серьезный, изысканно простой облик, напоминающий произведения Брунеллеско. Двор урбинского дворца с его атмосферой спокойной сосредоточенности относится к числу самых обаятельных произведений кватроченто.

Со двора широкая лестница налево от входа ведет во второй этаж с парадными залами и личными комнатами владельца.

Дворцовые интерьеры отличаются той же сдержанностью и строгостью, граничащей подчас с аскетизмом. Рука Лаураны ощущается в Тронном зале, залах дельи Анджеди и Маньифико и в других парадных помещениях второго этажа, перекрытых сводами с распалубками, вместо резных деревянных потолков флорентийского типа. Залы урбинского дворца с белыми гладкими потолками и стенами, со строгими потолочными розетками, с тонко прорисованными резными консольными капителями у основания распалубок, с великолепными по тонкости профилировки и резьбы наличниками окон и дверей и мраморными каминами отличаются благородством форм (рис. 54). Парадные покои были украшены картинами самого Лаураны, Пьеро делла Франческа и других.

После отъезда Лаураны в 1472 г. остался неотделанным ряд помещений и не был достроен второй двор, где предполагалось воздвигнуть мавзолей династии Монтефельтро. Начиная с 1474 г., в завершении строительства и отделке дворца принимали участие Франческо ди Джорджо Мартини (см. ниже) и другие мастера: Мазо ди Бартоломео, Франческо ди Симоне, Доменико Росселли, братья да Майано, Баччо Понтелли и др.

Облицовка фасада не была закончена. В позднейшие века фасады были совершенно искажены новыми окнами, бессистемно пробитыми, и надстройками, скрывшими зубцы и испортившими двор, созданный Лаураной.

Лауране приписывают палаццо делла Префеттицио в Пезаро, бывшей резиденции Сфорца. Только крупный архитектор мог так смело расположить на широкой гладкой плоскости второго этажа над шестью нижними арками пять больших окон, напоминающих дворец Урбино своей формой и наличниками (рис. 55).

Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Пезаро. Палаццо Префеттицио. Лучано да Лаурана
Рис.55. Пезаро. Палаццо Префеттицио. Лучано да Лаурана
Архитектура эпохи Возрождения в Италии: Ведуты, приписываемые Лучано да Лаурана (верхняя — в Урбино, нижняя — в Балтиморе, США)
Рис.56. Ведуты, приписываемые Лучано да Лаурана (верхняя — в Урбино, нижняя — в Балтиморе, США)

В приписываемых Лауране ведутах воплощены архитектурные фантазии. В урбинском дворце и теперь еще сохранилась на стене ведута: в центре прямоугольной площади никогда не существовавшего города — двухъярусное круглое сооружение (рис. 56). Возможно, что это здание — мавзолей Монтефельтро. Безлюдная площадь проникнута строгим духом урбинского зодчества, напоминая чистоту линий и торжественное спокойствие созданного Лаураной дворца.

Ведуты (ведуты приписываются не только Лауране, но также и Пьеро делла Франческа. Ведуту с изображением гавани приписывают иногда Ф. ди Джорджо Мартини) дают представление о градостроительных идеях и композиционных приемах раннего Возрождения и являются документами огромной исторической важности. Многие зафиксированные в ведутах приемы предвосхищают позднейшие варианты многоярусной ордерной композиции, например, дворцовых фасадов со сдвоенными пилястрами, осуществленных впоследствии в Риме (палаццо Канчеллерия и другие сооружения).

В истории итальянской архитектуры имя Лучано да Лаураны следует поставить вслед за именами Филиппо Брунеллеско и Леона Баттисты Альберти. Он заслужил это место мастерством, проявленным в урбинских сооружениях, и их значением для дальнейшего развития архитектуры. В творчестве Лаураны многое остается неясным. Корни и основы его творчества следует искать не только в Италии, но и в античных памятниках и живых традициях зодчества Далмации и Истрии. Молодой Лаурана, несомненно, изучал сплитский дворец Диоклетиана, римские античные памятники Пулы в Истрии.


Глава «Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: В.Е. Быков,  (Тоскана, Умбрия), А.И. Венедиктов (Марки), Т.Н. Козина (Флоренция — город). Москва, Стройиздат, 1967

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер