Служебные пристройки готических церквей

Колокольни. — Обыкновенно колокольни составляют одно целое с церковью, но иногда они представляют собой отдельные сооружения. Таковы в большинстве случаев колокольни в Италии, такова же была первоначально и древняя колокольня в Шартре. Мы уже говорили о том большом разнообразии, каким отличались колокольни романской эпохи: выбором формы руководила одна лишь фантазия, хотя и ограниченная материальными возможностями.

На рис. 322, А мы воспроизводим одну из романских колоколен (Ле Пюи). Для сравнения с этим еще неясным планом мы помещаем рядом четкое решение готических строителей. На квадратной башне возвышается восьмигранная пирамида с колоколенками и люкарнами или без них. Эта   восьмигранная   пирамида  должна   быть   согласована с квадратным планом башни и выложена таким способом, чтобы не вызывать опрокидывающего момента у вершины башни. Ослабление распора достигается тем, что шпиц выкладывается горизонтальными рядами, а не рядами, нормальными к наклонной поверхности наружных стен.

Что касается перехода от квадратного плана к восьмиугольному, то он достигается при помощи конических парусов или сомкнутых сводов, срезанных по плоскости стен пирамиды и упирающихся справа и слева в контрфорсы углов башни. Таков вид колоколен XIII в. В — более древняя из двух колоколен Шартрского собора; следует обратить внимание на полезную роль угловых люкарн, которые одновременно нагружают башню и поддерживают ее шпиц. Подобное же расположение мы видим и в Вандоме, в Санлисе, Оксерре, Неле, Лизье.

В XIV в. облегчают стены шпица вырезами, уменьшающими их вес, но не оказывающими значительного влияния на их прочность (Страсбург, Фрейбург); в XV и XVI вв. шпиц превращается в настоящее кружево из камня, изумительные образцы которого дают новая колокольня Шартрского собора, колокольни собора в Антверпене и собора св. Стефана в Вене.

Внешняя архитектура готических церквей. Колокольни
Рис. 322

Другой крайне смелый прием заключается в том (рис. 322, С, новая колокольня Шартрского собора), что шпиц подразделяется на ряд восьмигранных барабанов, причем углы верхнего барабана приходятся как раз на середине сторон несущего барабана; впрочем, барабаны опираются один на другой еще при помощи небольших аркбутанов, расстановка которых показана на нашем чертеже. Ажурные лестницы дополняют впечатление от этой филигранной конструкции, вырисовывающейся на фоне неба. Иногда, из соображений экономии и легкости, каменный шпиц заменяется деревянным (церковь Богоматери в Шалоне, нормандские колокольни). В иных случаях, в погоне за чрезмерной экономией, завершают башню простой двускатной крышей *.

Примечание: Завершение готических башен шпицем является правилом только для немецкой архитектуры. Остается спорным, предполагались ли они на башнях собора Парижской Богоматери; во всяком случае без них были задуманы башни Реймского и Амьенского соборов. Ср. Francois S., La facade de Notre Dame de Paris, Paris s. d.

В некоторых церквах, в том числе и в соборе Парижской Богоматери, в колокольных башнях помещаются большие двухэтажные залы, обслуживаемые необыкновенно изящными лестницами. Если судить по богатству архитектуры, эти залы не были просто пустотами в массивах башен; но какое они имели назначение, об этом у нас нет никаких документальных данных.

Нартекс, портик, паперть. — Нартекс, являвшийся принадлежностью примитивной базилики и романской церкви, постепенно исчезает. В церкви раннего периода в нем помещались «оглашенные» и кающиеся. Но впоследствии кающиеся, по-видимому, уже не изолировались так строго, а что касается «оглашенных», то эта категория совершенно исчезла с тех пор, как крещение стало производиться тотчас после рождения.

Монашеские ордена сохранили в своих церквах нартекс как место ожидания для паломников; но после XII в. такое назначение стало, по-видимому, казаться недостаточным для того, чтобы сохранять столь дорогостоящую постройку. В эпоху готики традиция нартекса сводится к тому, что до XIII в. перед деревенскими церквами нередко встречаются портики на аркадах; в других церквах под башней колокольни находится этаж, образующий портик.

Портики церквей Богоматери в Дижоне и св. Петра под Везлэ занимают всю ширину главного фасада. В Шартре портики находятся перед трансептами. Портики в Лаоне имеют вид глубоких арок. Портики в Сент-Юрбен в Труа и в соборе в Монпелье имеют чисто декоративное значение. По существу, вход в готическую церковь широко открыт: от улицы его едва отделяет двор или паперть, обнесенная простой балюстрадой; это открытое пространство, предоставлявшее права убежища, служило обычно местом для обнародования постановлений епископального суда.

Хранилища и ризница. — В качестве примера хранилищ, где богатые церкви берегли драгоценную утварь и хартии, можно привести двухэтажный павильон, который еще в XVIII в. возвышался около хора Сент-Шапель и расположение которого повторяется в капелле в Венсене.

Сакристия, которая в наше время кажется необходимой принадлежностью церкви, долго оставалась чуждой обычаям средневековья. В романскую эпоху мы не видим никаких следов ее. В эпоху готики она встречается только в очень немногих соборах — в Мане, Шартре, Туре. До XV в. все сельские церкви, по-видимому, не имели сакристии.

Крытые галереи и залы капитула. — Рядом с монастырской церковью находились залы капитула и крытые галереи; обе эти постройки встречаются и около собора, но здесь они предназначаются для коллегии каноников. На рис. 323 сопоставлены романская и готическая крытые галереи: А — галерея в аббатстве Монмажур, В — галерея Лаонского собора.

Готическая архитектура. Крытые галереи и залы капитула
Рис. 323

Одна отличается от другой только способом выполнения: в романской крытой галерее свод крестовый или цилиндрический, иногда ползучий цилиндрический, в готической галерее — свод на нервюрах и укреплен контрфорсами. Аркады  снабжены  переплетами,  напоминающими  оконные, а иногда в их верхней части имеется и застекление, ограждающее их от дождевых вод.

Среди наиболее замечательных крытых галерей готической эпохи следует отметить галереи соборов в Нуайоне, Семюре, Руане, Бордо и Нарбонне; затем — галереи в аббатствах на горе Сен-Мишель * и Сен-Жан де Винь в Суассоке; в Англии — в Вестминстере и Глостере; в Германии — в Маульбронне и Боцене.

Примечание: В монастыре Сен-Мишель в Нормандии налицо замечательные постройки начала XIII в. (1203— 1228): рефекторий, трапезная, зала занятий, галерея. См. Gоut P., Le Mont St. Michel, 2 v., Paris 1910.

Залы капитулов сохранились в Суассоне, в Нуайоне и др. Зал капитула в Нуайоне, который может считаться типичным для Франции, представляет собой прямоугольное пространство, разделенное рядом колонн на два нефа. В Англии обычно принят был для зал капитулов план квадратный или многоугольный, со сводами, опирающимися на изолированную колонну в центре. Таковы залы в Кентербери, Винчестере, Глостере, Бристоле, Уорчестере, Уэльсе *.

Примечание: Залы капитула классическую форму свою приобретают не в Англии, а в Германии, в ее «особом» позднеготическом искусстве. К XIV в. относится зал в Марбурге, к XV в. — Данциг и Мариенбург. См. Gersteberg К., Deutsche Sondergotik, 1913.


Глава «Готические церкви. Пристройки» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер