Географический обзор готической архитектуры
Для готической архитектуры, так же как и для романской, мы даем карту (рис. 324), на которой объединяем родственные памятники в своего рода генеалогическое дерево. Если сравнить эту карту с картой распространения романского искусства (рис. 161), то мы увидим совершенно различное расположение центров архитектурной деятельности: пустые места на одной карте соответствуют наиболее заполненным местам на другой.
Рис. 324. Развитие и влияния готических архитектурных школ |
Рис. 161. Развитие и влияния романских архитектурных школ |
Впечатление, получаемое от сравнения этих двух карт, вкратце может быть выражено так: новая архитектура процветает именно в тех областях, которые не были охвачены деятельностью предшествующих архитектурных школ.
Овернь, рейнские области, в которых романская архитектура достигла такого расцвета, долго сопротивляются проникновению готического искусства. Бургундия, Нормандия, Англия, обладавшие развитыми архитектурными школами в романскую эпоху, лишь крайне медленно и как бы нехотя расстаются со старыми традициями.
ОЧАГИ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В XII ВЕКЕ
Если мы на карте окинем взглядом великие памятники готической архитектуры, воздвигнутые в XII в., то увидим, что они группируются вокруг общего центра — центра возникающей политической власти *.
Примечание: Здесь у Шуази неточность. В центральной Франции королевская власть смогла стать таким центром разве только в XV в. В изучаемую эпоху, характеризующуюся ростом коммун и рядом социальных движений, характерною является «борьба за горожан», стремление королей Иль де Франса опереться на город в своем соперничестве с окрестными феодалами. См. Лависс и Рамбо, История Франции, 1892
Отдельные элементы могут быть местного происхождения, но толчок к их развитию всегда исходит из центра. В самом Париже мы видим собор Парижской Богоматери, Сен-Жермен де Прэ, Сен-Мартэн де Шан; в непосредственном соседстве — Сен-Дени, Пуасси; в значительном отдалении — Санлис, Нуайон, Сане, Сен-Жермен; еще дальше от центра — собор в Бурже, собор Богоматери в Шалоне, хоры Сен-Реми в Реймсе и в Монтье ан Дэр, три родственные церкви в Лаоне, Брэне и Музоне и близкую к Нуайонскому собору церковь в Турнэ.
Круг, описанный радиусом в пятьдесят лье (показанный на карте), включает если не все вообще готические церкви первого периода, то по крайней мере все те, в которых первоначальное готическое искусство наиболее ярко выражено. Основная черта, отличающая грандиозные сооружения XII в. в этом районе, заключается в системе уравновешивания, основанной на передаче распора.
Очерченный нами круг — это зона архитектуры, применяющей систему аркбутанов; этот тип распространяется от центра к периферии, из центра он исходит приблизительно в 1130 г. и достигает периферии около 1200 г. Хор в Везлэ находится у самой границы, и в 1206 г. постройка его еще не была закончена.
Здесь кончается тот архитектурный район, где строительные конструкции являются прямым следствием применения аркбутана. Повсюду за пределами этой области архитекторы XII в. не решаются вступать на новый путь, опасности которого они предчувствуют. В Нормандии, во время ремонта нефа в церкви Сент-Этьен в Кане, пытаются заменить аркбутаны цилиндрическими сводами. В Бургундии цистерцианская архитектура пытается применять компромиссную систему аркбутанов, скрытых под крышей.
Анжу и Пуату, которые приняли готическое убранство, по-видимому, в середине XII в., избегают применения аркбутана, придерживаются византийской системы уравновешивания и подчиняются условиям, вытекающим из применения непосредственных опорных элементов для сводов. Именно попытки избежать применения аркбутана приводят в этих областях к появлению смешанного типа архитектуры — полувизантийского и полуготического, образцом которого может служить собор в Анжере.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Влияние готического искусства в тех областях, где существовала романская архитектура, выражается двояко: или в занесении новых типов, или в слиянии новых принципов с местными традициями.
Сначала укажем вкратце на случаи простого подражания. На юге Франции мы находим целые колонии искусства центральной Франции. В тех областях, где господствовала романская архитектура, во второй половине XIII в. воздвигаются здания в чисто готическом стиле, как соборы в Клермоне и Лиможе, а в XIV в. — церковь Сен-Назэр в Каркассоне и собор в Нарбонне.
На востоке Франции в XIII в. неф Страсбургского собора строится по методам Иль де Франса. Жители города Вимпфена вызывают архитектора из Парижа, чтобы он построил им церковь «на французский лад» *. Собор Богоматери в Трире отмечен тем же влиянием; мы находим его в церкви Куниберта в Кёльне, в соборе в Ратисбонне и особенно в церкви св. Елизаветы в Марбурге. Влияние готики распространяется вплоть до Венгрии.
Построенные в XIV в. неф Мецского собора и портал Страсбургского собора носят явный отпечаток архитектурной школы центральной Франции; Кёльнский собор — прямое подражание соборам в Амьене и Бовэ. В Англии во второй половине XII в. кентерберийское епископство, очень тесно связанное с епископством Санса, воздвигает собор, явно построенный по образцу собора в Сансе. В Северной Италии город Милан приглашает для постройки собора архитекторов из Франции и Германии *.
В Испании архитектор из Кёльна начинает постройку собора в Бургосе *, а архитектор из Нарбонны строит собор в Жироне *.
Наконец, упомянем еще ответвление готики на Востоке, созданное рыцарями Родоса. Родос имеет вид готического города Южной Франции. На острове Кипре, в городе Фамагусте, собор во всех отношениях (за исключением террас, заменяющих крыши) является французской церковью в стиле «пламенеющей» готики *.
Примечание: В хронике Бурхарда Халльского (ок. 1268— 1278) приведены знаменитые слова, бывшие предметом неоднократной дискуссии в литературе: «Монастырь... приказал построить... в французском роде (opere francigono)». Ср. Dehio, упом. соч.
В постройке Миланского собора участвуют: в 1389 г. — француз Никола де Бунавентюр, в 1391 г. — немец Ганс из Фернаха, в 1394—1395 гг. — Ульрих Энзингер, затем Генрих Парлер; в 1399 г. — француз Жан Миньо. См. Сlasen, упом. соч.; Stein H., Les architectes des cathedrales gothiques. Paris s. d. (1909).
Собор в Бургосс заложен в 1221 г. и закончен в 1567 г. Общее сходство с французскими соборами неоспоримо, но иностранные мастера, работавшие здесь, — Франциск из Кёльна и Филипп из Бургундии, — действуют в послеготическую эпоху (конец XV — нач. XVI в.); лучше установлено участие французского мастера Пьера из Корби в строительстве собора Толедо, основанного в 1226 г. См. Enbart, упом. соч.; Stein, упом. соч.
Жирона (в Каталонии) имеет собор однонефного типа, необычайной ширины — в 23 м; он начат постройкой в 1316 г. мастером Анри из Нарбонны и продолжен другим французом, Жаком Фавари. См. Dieulafoy М., Espagne et Portugal, Paris 1913.
Родос и Кипр, к которым следует теперь добавить памятники Палестины, наиболее полно обследовал с архитектурной стороны Еnlаrt, L'Art Gothique et la Renaissance en Chypre, 1899, который в общем подтверждает взгляды Шуази; см. его статьи в «Histoire de L'Art»; A. Michel, t. Ill (1909), «Les monuments des croises dans le royaume de Jerusalem», 1925—1928.
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ
Обзор распространения готической архитектуры довел нас до ее последнего периода. Вернемся снова к эпохе ее возникновения, чтобы отметить те изменения, которые она претерпела в различных областях, применяясь или к ранее существовавшим условиям, или к местным средствам.
Иль де Франс, Пикардия, Суассонский и Лаопский округа, Шампань. — Рассмотрим здания, расположенные на территории Иль де Франса или по соседству с ним. Мы уже перечислили сооружения первого периода и установили черты сходства, сближающие их. В XIII в. стиль изменяется, но родственные черты сохраняются. Здесь не только проявлялась общность идей, но и практиковался обмен художниками. Чтобы ограничиться одним примером, укажем, что главный памятник Пикардии является произведением Робера де Люзарша, архитектора из окрестностей Парижа; в этой постройке с трудом можно найти несколько местных особенностей, и мы назовем лишь наиболее значительные.
Мы уже указывали, что расположение обходных галерей и окон мало различается в разных школах. В Шампани мы отмечали почти полное отсутствие шестичастного свода и первое применение многоугольной абсиды. Затем идут оттенки стиля, вызванные местными вкусами.
Архитектура в округе Суассона, по сравнению с парижской, отличается некоторой сухостью линий, бедностью и невысоким качеством декоративной скульптуры. Искусство Лаонского округа имеет как раз противоположный характер.
В Шампани, где самые материалы ограничивали фантазию и сдерживали увлечения, архитектура чужда всяких преувеличений и сохраняет во всем строгую меру и то монументальное величие, которое является господствующей чертой соборов в Реймсе и в Труа. Нигде профилировка не достигает большей чистоты и изящества.
Мы уже говорили о том, как противилась Шампань применению сводов сложного типа, — во всем она стремится к простоте и ясности. С точки зрения хронологии — искусство Шампани опережает, начиная с XIII в., искусство королевского домена: построенная в 1260 г. церковь Сент-Юрбен в Труа имеет характер церкви XIV в.
Почти все грандиозные памятники первого периода относятся к этой группе провинций. Черты XIII в. носят следующие из этих памятников: в начале века — Реймский собор, неф Амьенского собора, соборы в Труа, Суассоне, собор в Шалоне; во второй половине века — хор в Амьене, фасад Реймского собора и чудо средневековья — хор собора в Бовэ.
Бургундия. — Развитие готики в Бургундии было более сложно. След, оставленный клюнийским искусством, стирается медленно, и поэтому вначале новые строительные приемы применяются менее свободно. Хор в Везлэ по своему общему виду представляет готическую композицию, но некоторыми деталями, например крестовыми сводами в верхнем этаже бокового нефа, он еще связан с романской традицией. Портик — еще вполне романский по идее, а нервюры введены там только из декоративных соображений. Аваллон, собор в Лангре, собор в Женеве, являющийся бургундской церковью, — это настоящие романские здания, построенные согласно приемам готики.
Церкви цистерцианского ордена (типичной для них является церковь в Понтиньи) представляют готическое искусство с отпечатком той строгости стиля, которая соответствует заданиям самого ордена.
Только в середине XIII в. готическое искусство окончательно завоевывает Бургундию. Тогда она начинает наверстывать свою отсталость такой смелостью, какая почти неизвестна другим провинциальным архитектурным школам. Исключительно прочные материалы, которыми располагает Бургундия, создают ей в этом отношении привилегированное положение, и она его использует в полной мере.
Если не считать собора в Бовэ, то нигде в другом месте законы равновесия не были изучены так глубоко. В Семюре, в Оксерре все массивы зданий покоятся на простых монолитных устоях, щековые арки сводов заменены облегченными тимпанами, сведенными к одним внешним стенкам; контрфорсы прорезаны галереями, расположенными по этажам, одна над другой. Трифорий лишен окон. Обильные эффектные профили и скульптура, сочностью своей напоминающая богатство бургундской растительности, придают искусству этой области пышность, свойственную ей одной. Важнейшими памятниками чисто готической архитектуры в Бургундии являются: церковь Богоматери в Дижоне, собор в Оксерре, соборы в Невере, Семюре, церковь в Кламеси; прибавим к ним еще Лозаннский собор — сооружение бургундской школы.
Нормандия и округ Мэна. — В Мэне скрещиваются влияния Парижа и Нормандии: его собор по общему плану относится к архитектурной школе королевского домена, по многим из своих деталей — к нормандской архитектуре. Если же судить по всему ансамблю, — это церковь из группы зданий Иль де Франса. Стиль Иль де Франса проникает в Нормандию при Филиппе-Августе, после присоединения этой провинции к королевским владениям, но стиль там быстро видоизменяется под воздействием его многочисленных истолкователей.
Во все времена нормандцы отдавали явное предпочтение конструкциям с простыми формами; в то время как архитекторы королевского домена для каждого проема аркады или окна дают особый рисунок стрельчатой арки, нормандцы, как мы уже видели, применяют, насколько возможно, одну и ту же кривую изгиба ко всем аркадам, ко всем проемам и даже ко всем подразделениям этих проемов; базы и абаки обрисованы у них одним раствором циркуля.
Когда архитекторы Иль де Франса группируют колонки вокруг устоя, они стараются постепенно уменьшать их диаметры, с тем чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном элементе. Нормандцы отказываются от этого стеснительного правила, и у них устой почти всегда имеет вид пучка из равных стеблей, где глаз не может остановиться на одной ведущей линии; в нормандской архитектуре не следует искать ни оттенков стиля, ни деталей форм: ее главное достоинство — полнота общего впечатления. План с высоким фонарем, отмечающим пересечение нефов, придает этим зданиям исключительное величие.
Памятники, в которых лучше всего можно уловить переход от стиля центральной Франции к стилю Нормандии, — это соборы в Лизье и Алансоне, первоначальные части собора в Руане и церковь в Э. Среди зданий, в которых нормандская архитектура окончательно выявила свой стиль, надо назвать, как наиболее характерные, хоры в Байе и в церкви Сент-Этьен в Кане, а также церкви в Кутансе и Доле. Сэез и церковь Сент-Уан в Руане служат образцами нормандского искусства XIV в.
Анжу, Пуату. — Архитектуру анжуйской школы можно назвать готической только благодаря ее деталям; по своему общему плану — это архитектура византийская. Она воспроизводит широкие квадратные пролеты Сен-Фронта, точная копия которого находится в самом сердце Анжу — в церкви Фонтевро. Форма ее сводов очень близко напоминает византийские купола на парусах: они так же повышены, а их нервюры носят чисто декоративный характер; часто вместо того, чтобы поддерживать заполнение свода, они составляют с ним одно целое.
В большей части анжуйских сводов посреди каждой распалубки проведена дополнительная нервюра, образующая лиерну. Иногда число нервюр даже увеличивается, и они принимают вид как бы снопа арок, перевязанных лиернами. Анжуйская школа создается около 1140 г. Соборы в Анжере и Лавале — наиболее замечательные ее памятники. Ее влияние распространяется на весь домен Плантагенетов и особенно сильно чувствуется в Пуату. Собор в Пуатье, церковь в Партенэ, их нефы с большими секциями, перекрытыми куполообразными сводами с лиернами, созданы, по-видимому, под теми же влияниями, что и собор в Анжере.
По направлению к югу Франции мы встречаем анжуйский свод с серединными лиернами в крытых галереях собора в Тулле и церкви Фонфруад близ Нарбонны; на севере —
в Этампе. В качестве образца здания со сводами на разветвляющейся нервюрной сети можно назвать церковь в Мулиерне близ Сомюра, церковь Сен-Серж в Анжере и неф в церкви в Эрво в области Шарант. В Нормандии эта система нашла себе подражание в капелле семинарии в Байе; вместе с династией Плантагенетов она переходит в Англию.
Англия. — Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников.
Как и нормандская школа, она любит четкие приемы построения, основанные на геометрических формулах. Она принимает квадратную абсиду. Для окон она лишь в виде исключения принимает очертания «пламенеющей» готики; до конца XIV в. она держится нормандской заостренной формы оконных переплетов с розетками, а когда в XV в. отказывается от заостренных переплетов, то заменяет их решеткой из вертикальных и поперечных брусков.
Английская конструктивная арка XIV в. — это нормандская стрельчатая арка с ее постоянной кривизной. В XV и XVI вв. ее заменяют пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров. Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр. Мы уже описывали ранее свойственный ей тип сводов и пучки нервюр, разветвляющихся у вершин устоев и образующих своими разветвлениями сеть, на которой лежат распалубки. В XVI в. нервюры превращаются в простые профили, украшающие внешнюю поверхность конструкции, которая уже больше не состоит из распалубок.
Над центральной секцией часто возвышается фонарь, как и в нормандских церквах (Йорк и др.). Надо отметить, что в Англии никогда не применялись ни светлый трифорий, ни нервюры, непосредственно связанные с устоями; между стволом устоя и пятами нервюр всегда находится капитель; в последний период она заменяется валом, но не исчезает совершенно.
За пределами центральной Франции наиболее оригинальной является английская готическая архитектура; ее четкие силуэты резко вырисовываются, несмотря на туманы.
Внешний вид готических зданий настолько согласуется с характером страны, что, когда в XVII в. вся остальная Европа была захвачена реформаторским течением нового искусства, Англия осталась верна традициям своей старой архитектуры *.
Примечание: Английская архитектура XVII в., в противоположность утверждению Шуази, решительно повернула в сторону палладианства; ведущие архитекторы Англии XVII в. — А. Джонс и К. Рен — являются чистыми представителями классицизма. См. Gоten A. I., Architecture of the Renaissance in England, I—II, 1894.
Наоборот, английский стиль никогда не мог акклиматизироваться по эту сторону Ламанша. Собор в Бордо, построенный во время английского владычества, по стилю своему — французский. Эдуард I сооружал на территории Гиенны целые города, как Монпазье, но церкви и дома в этих новых городах построены в стиле Южной Франции. В английских же владениях на севере Франции можно назвать только хор в Доле, квадратная форма которого была вызвана, может быть, подражанием, и церковь Сен-Поль в Леоне, где подражание очевидно.
Период расцвета английского искусства приходится на XIV, XV и начало XVI вв. В этот период были построены готические части церквей в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке.
Архитектурные школы Фландрии. — Если оставить в стороне несколько обособленных памятников, как Утрехтский собор, построенный французом и французский по стилю, фламандская архитектурная школа черпала свои методы в Англии, с которой она поддерживала торговые сношения. Она подражает сетчатым сводам и нередко увлекается легкостью форм, доводя их до сухости. Ни одна другая страна, если не считать Англии, не придерживалась готических форм так долго, как Фландрия: церковь Сен-Бавон в Генте и церковь Сен-Мартэн в Льеже современны памятникам эпохи Возрождения. С наибольшей роскошью и пышностью представляют готическое искусство следующие здания: хор в Турнэ, собор в Антверпене, церкви св. Гудулы в Брюсселе и св. Иакова в Льеже, соборы в Лувэне, Малине, Монсе и Брюгге.
Германские школы. — В романских церквах на Рейне на концах трансептов часто помещались круглые абсиды, и такие же абсиды находились на обоих концах центрального нефа. Трансепты, завершающиеся круглыми абсидами, повторяются и в готической архитектуре; мы встречаемых повсюду, куда проникают рейнские влияния: в Турнэ, в Камбрэ и вплоть до Нуайона. План собора в Безансоне, задуманный под теми же влияниями, па каждом конце главного нефа имеет по абсиде.
Обычно германская архитектура допускает для своих церквей план в три нефа одинаковой высоты, перекрытых одной крышей. Этот план церкви в форме «зала» впервые был осуществлен в церкви св. Елизаветы в Марбурге в 1236 г. и получил распространение на территории всей Германии (Цвельт, Ратисбонн и т. д. *).
Если к плану Марбургского собора добавить фламандский свод на разветвляющейся нервюрной сети, получится секция соборов XIV и XV вв. — Ульмского * и св. Стефана в Вене *.
Примечание: Зальная церковь (Hallenkirche) — типичная форма немецкой архитектуры — восходит в XI в. (Падерборы), развивается особенно в Вестфалии (Сеет); к готической эпохе относятся соборы в Миндене, Ландсхуте, позднее церкви в Аннаберге, Пирне и др. Французские ученые (Маль, Шуази) подчеркивали приоритет аналогичного решения в Пуату. См. Male Е., L'Art allemand et l'art francais du Moyen-Age, 1923 (4-е изд.); Dehiо, упом. соч.
Собор в Ульме начат постройкой около 1377 г. по планам Г. и М. Парлеров. Вначале задуман как трехнефная базилика, выполнен (Ульрихом Энзингером) как пятинефная, снабженная грандиозной башней, органически слитой со зданием и подымающейся на 161 м. См. Рf1еiderer R., Das MUnster Ulm, 1880; Dehiо, упом. соч.
Собор св. Стефана в Вене возник, в результате длительных перестроек, из романского храма, освященного в 1143 г. Перестройки занимают XIII и XIV столетия; хор окончен в 1340 г. Башня, стоящая в стороне от самого здания, окончена только в 1433 г. См. Dehiо, упом. соч.
Только для памяти мы отметим прямые отпрыски французской школы: Кёльнский собор и старинные церкви Венгрии. Наряду с группой зданий, в которых марбургский план комбинируется с сетчатым сводом, необходимо также упомянуть еще архитектурную школу на побережье Балтики, центрами которой были Любек и Бранденбург и влияние которой распространялось на области, находившиеся под влиянием ганзейских городов. Эта школа характеризуется главным образом употреблением кирпича, причем она достигала весьма удачных результатов (Цинна, Тангермюнде, церковь св. Екатерины в Бранденбурге). Мы будем иметь случай вернуться к приемам этой замечательной школы в связи с гражданской архитектурой, к которой относится большинство ее памятников.
Южная Франция. — Теперь мы подходим к областям, в которых господствует античная традиция; это Южная Франция, Италия, Испания. Для архитектуры Южной Франции типичен собор в Альби, построенный по римскому образцу, с кирпичными стенами, массивными сводами и внутренними контрфорсами.
Свод выполнен массивной кладкой на растворе, а распалубки с нервюрами составляют только его поверхность; все же сооружение держится внутренним сцеплением, как искусственный монолит. Если изменить только пропорции римской сводчатой базилики, то получится французская церковь Лангедока и вообще церковь Южной Франции.
Это искусство, существовавшее с античной эпохи, пережило полосу застоя во время альбигойских бедствий. Когда оно снова возрождается, чувствуется, что воспоминание о религиозных войнах еще живо: собор в Альби, с его массивными стенами и башнями, свидетельствует о том, что еще в XIV в. были озабочены вопросами обороны.
К архитектурной школе Южной Франции относятся церкви в Ажане, Монпеза, Тарбе, Монпелье, Родезе, Монферране и в Нижнем Каркассоне. Влияние этой школы простирается на юг до Сен-Бертрана в Коммеиже, а в Испании — до церкви св. Марии в Барселоне. Архитектура папского дворца в Авиньоне * связана с нею тесными узами.
Примечание: Папский дворец в Авиньоне построен в 1356— 1364 гг. В нем имеется ряд превосходных фресок. См. Fnbart, упом. соч.; Lasteyrie, упом. соч., I.
Испания. — В Испании, в период бедствий, предшествовавших изгнанию мавров, существует только заимствованная архитектура: это своего рода колония французского и германского искусства. Среди памятников Испании мы уже называли те, которые через своих архитекторов связаны со странами севера, — соборы в Бургосе и Жироне; такого же происхождения, судя по стилю, соборы в Авиле, Саламанке, Толедо, Севилье, Сеговии *.
Примечание: Испанская готика отличается, в общем, рядом черт, которые потом наиболее облегчили ей непосредственный переход к барокко: декоративностью, своеобразной широтою пространства. Литература весьма обширна. Укажем на статьи Bertaux в «Histoire de Г Art» под редакцией А. Мишеля (с 1999 г.) и Lamperez, Historia de la Arquitectura cristiana Espanola en la Edad Media, 1908.
Италия. — Стиль Северной Италии в раннюю эпоху готики тождественен ломбардскому стилю, тип которого нашел себе выражение в церквах Сант-Амброджо в Милане и Сан-Микеле в Павии и черты которого встречаются по направлению к Рейну — в Цюрихе, Базеле, Андернахе, Бахарахе.
Начинаются войны между империей и папством, и Ломбардия, бывшая главным театром войны, теряет мало-помалу свои традиции; в XIII в. готическая архитектура существует на почве Италии лишь как подражательное искусство.
Церковь в Орвието — латинская базилика, покрытая готическим орнаментом; церковь Сан-Франческо в Ассизи — сводчатое здание, аналогичное капелле в Авиньонском дворце; церковь Минервы в Риме очень близка церквам Лангедока.
В XIV в. влияние Южной Франции становится более сильным вследствие присоединения Неаполитанского королевства к владениям Анжуйского дома, правившего частью Южной Франции; искусство обеих стран становится единым, подобно тому, как и они сами образуют одно королевство. Неаполитанские церкви, а среди них церковь св. Клары, отличаются от французских памятников только деталями орнамента.
На севере Италии влияния Северной Европы проявляются в соборах Милана и Сиены. Затем, смешиваясь с влияниями Южной Франции и римской античности, они дают начало той значительном архитектуре, центром которой является Тоскана, а главными памятниками — церковь Санта Кроче, собор во Флоренции и церковь Сан-Петронио в Болонье.
СЛИЯНИЕ ШКОЛ В ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ГОТИКИ
Мы проследили отдаленные проявления готической архитектуры; возвратимся к странам, где она зародилась, и вернемся к XIV в., т. е. к той эпохе, когда маленькие сеньории начинают объединяться в крупные феодальные государства. До тех пор архитектура в своих местных вариантах как бы представляла отображение феодальной раздробленности; когда же провинции объединились в национальные государства, эти различия стали стираться, и во Франции осталось всего лишь две архитектурные школы: северная, олицетворявшая готическую традицию, и южная, в которой частично жила римская традиция с ее соборами в Альби и Родезе.
Англия с XIV в. также начинает приобретать это единство метода и стиля; в Германии установились свои типы. Начиная с конца XIV в., в Европе сложились великие национальности, и в искусстве не существует никаких других границ, кроме национальных.
Глава «Географический обзор готической архитектуры» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий