Римские ордера: дорический, тосканский, ионический ордера
ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ
История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу.
Что касается дорийского ордера, то старинный вариант его применения описан выше под названием тосканского. Это — дорийский ордер легких пропорций, с базой и без фриза, увенчанный вместо карниза простым свесом крыши.
Рис. 322 |
До нас дошли только фрагменты этого этрусского ордера, но мы находим его характерные черты в римском храме Благочестия (рисунок 322, В). Храм Благочестия является по стилю почти современником храма в Коре (А). Сопоставление этих двух памятников позволяет судить о разнице между стилями одной и той же эпохи, которая разделяет все римское искусство: портик храма Благочестия родственен арке Фалерии, портик храма в Коре относится непосредственно к Греции александрийской эпохи. Мы видим, с одной стороны, строгую и сдержанную суровость, а с другой — изящество, уже переступившие дозволенные границы. Храм в Коре заимствовал у тосканского ордера только одну деталь, а именно базу колонны.
Рис. 323 |
Детали рисунка 323 дают возможность сравнить главнейшие разновидности римской дорийской капители: А — утонченный дорийский стиль Табулярия, В — тосканский дорийский ордер храма Благочестия, С — смягченная дорийская капитель театра Mapцелла. За этим все еще простым дорийским стилем идет уже перегруженная капитель Колоссея (Колизея). Вариант D взят из памятника римской архитектуры в Галлии. Тосканская база, отсутствующая в театре Марцелла, появляется вновь в Колоссее и становится неотъемлемой частью ордеров времен упадка.
Рис. 324 |
По профилям рисунка 324 можно проследить хронологические изменения антаблемента рассматриваемого стиля: Р — строгий антаблемент храма Благочестия, М — классический антаблемент театра Марцелла, С — уже менее чистый профиль антаблемента Колоссея. При рассмотрении греческого искусства мы упоминали об одном из помпейских антаблементов, выделяющемся бесконечно тонкой обработкой оригинально и изысканно вырезанных профилей.
ИОНИЙСКИЙ (ИОНИЧЕСКИЙ) ОРДЕР
Примером архаического ионийского стиля римлян может служить деталь главного ордера на воротах Перузы (рисунок 325, А). Мы видим капитель греческого, но упрощенного, типа с крупной розеткой посередине. База напоминает ионийскую базу Фигалии: это греческий ионийский стиль с отпечатком этрусской твердости.
Рис. 325 |
В дальнейшем между греческим и греко-этрусским вариантами выявляется все более и более резкое различие. Греческая школа представлена стройными ордерами с тонко исполненным и извилистым орнаментом Помпеи; греко-этрусский вариант — ордером Фортуны Вирилис (В). К этой великой школе относится ионийский ордер театра Марцелла; бесчисленные же ионийские колонны, которыми вновь воспользовались в своих базиликах христиане, принадлежат по большей части к банальному стилю последних времен империи.
Мы видели, что ионийский ордер ввел в греческую архитектуру употребление стилобата, который был воспринят в дальнейшем и коринфским стилем. Римский ионийский ордер обычно также покоится на стилобате. Таков именно ионийский стиль Витрувия, таков он и в храме Фортуны Вирилис.
Глава «Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий