Римские ордера: дорический, тосканский, ионический ордера

ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ

История римского декоративного искусства состоит, как и у греков, главным образом в истории ордеров. Нам предстоит рассмотреть для каждого из них два параллельных способа применения, т. е. греко-этрусскую и греческую школу.
 
Что касается дорийского ордера, то старинный вариант его применения описан выше под названием тосканского. Это — дорийский ордер легких пропорций, с базой и без фриза, увенчанный вместо карниза простым свесом крыши.

Римские ордера: ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ, Римский храм благочестия
Рис. 322

До нас дошли только фрагменты этого этрусского ордера, но мы находим его характерные черты в римском храме Благочестия (рисунок 322, В). Храм Благочестия является по стилю почти современником храма в Коре (А). Сопоставление этих двух памятников позволяет судить о разнице между стилями одной и той же эпохи, которая разделяет все римское искусство: портик храма Благочестия родственен арке Фалерии, портик храма в Коре относится непосредственно к Греции александрийской эпохи. Мы видим, с одной стороны, строгую и сдержанную суровость, а с другой — изящество, уже переступившие дозволенные границы. Храм в Коре заимствовал у тосканского ордера только одну деталь, а именно базу колонны.

Римские ордера: ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ: А — утонченный дорийский стиль Табулярия, В — тосканский дорийский ордер храма Благочестия, С — смягченная дорийская капитель театра Mapцеллаблагочестия
Рис. 323

Детали рисунка 323 дают возможность сравнить главнейшие разновидности римской дорийской капители: А — утонченный дорийский стиль Табулярия, В — тосканский дорийский ордер храма Благочестия, С — смягченная дорийская капитель театра Mapцелла. За этим все еще простым дорийским стилем идет уже перегруженная капитель Колоссея (Колизея). Вариант D взят из памятника римской архитектуры в Галлии. Тосканская база, отсутствующая в театре Марцелла, появляется вновь в Колоссее и становится неотъемлемой частью ордеров времен упадка.

Римские ордера: ДОРИЙСКИЙ (ДОРИЧЕСКИЙ) ОРДЕР И ЕГО ТОСКАНСКИЙ ВАРИАНТ. Хронологические изменения антаблемента: Р — строгий антаблемент храма Благочестия, М — классический антаблемент театра Марцелла, С — уже менее чистый профиль антаблемента Колоссея.
Рис. 324

По профилям рисунка 324 можно проследить хронологические изменения антаблемента рассматриваемого стиля: Р — строгий антаблемент храма Благочестия, М — классический антаблемент театра Марцелла, С — уже менее чистый профиль антаблемента Колоссея. При рассмотрении греческого искусства мы упоминали об одном из помпейских антаблементов, выделяющемся бесконечно тонкой обработкой оригинально и изысканно вырезанных профилей.

 

ИОНИЙСКИЙ (ИОНИЧЕСКИЙ) ОРДЕР

Примером архаического ионийского стиля римлян может служить деталь главного ордера на воротах Перузы (рисунок 325, А). Мы видим капитель греческого, но упрощенного, типа с крупной розеткой посередине. База напоминает ионийскую базу Фигалии: это греческий ионийский стиль с отпечатком этрусской твердости.

Римские ордера: ИОНИЙСКИЙ (ИОНИЧЕСКИЙ) ОРДЕР. Деталь главного ордера на воротах Перузы
Рис. 325

В дальнейшем между греческим и греко-этрусским вариантами выявляется все более и более резкое различие. Греческая школа представлена стройными ордерами с тонко исполненным и извилистым орнаментом Помпеи; греко-этрусский вариант — ордером Фортуны Вирилис (В). К этой великой школе относится ионийский ордер театра Марцелла; бесчисленные же ионийские колонны, которыми вновь воспользовались в своих базиликах христиане, принадлежат по большей части к банальному стилю последних времен империи.

Мы видели, что ионийский ордер ввел в греческую архитектуру употребление стилобата, который был воспринят в дальнейшем и коринфским стилем. Римский ионийский ордер обычно также покоится на стилобате. Таков именно ионийский стиль Витрувия, таков он и в храме Фортуны Вирилис.


Глава «Римские ордера: Дорический, тосканский, ионический» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер