Архитектура Ионии
Храм Геры на о. Самосе. Храм Артемиды в Эфесе. Храм Аполлона в Дидимах. Храм в Навкратисе
Наиболее ранние памятники ионического ордера в Малой Азии, который предстает в них впервые и притом в вполне сложившемся виде (с двухчастным антаблементом), представляют собой сооружения огромного масштаба и высокого строительно-технического уровня. Это — возведенные около середины VI в. до н. э. храмы в трех ионических святилищах: храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самосе и храм Аполлона в Дидимах возле Милета. Все три сооружения представляли собой грандиозные по размерам, построенные почти целиком из мрамора, диптеры, т. е. храмы с двойной наружной колоннадой. Они не могли возникнуть без накопленного ранее строительного опыта и, возможно, связаны не только с каменной архитектурой греческой метрополии, но и говорят об отдаленных влияниях колоссальных построек Египта, в частности гипостильных залов египетских храмов. Так, указывалось, что все три храма, очень близки по своей площади (около 6000 м2) и по высоте колонн к гипостильному залу в Карнаке: размер зала в Карнаке 52x103 м, храма Геры Самосской — 55x111 м, Артемисиона в Эфесе 55x109 м, Дидимейона (после возобновления) 59X109 м; высота колонн в Карнаке 20,4 м, в диптерах Ионии 17—18 м. Однако идея вывести этот лес колонн наружу — чисто эллинская так же, как и архитектурно-художественное содержание ионического ордера.
Подобно эллинской литературе, развивавшейся на основе многообразного фольклора греческих племен, монументальная эллинская архитектура выросла из опыта народного строительства. И ионический ордер, изобретение которого было подсказано и облегчено появившимся в начале VI в. до н. э. дорическим ордером, явственно отражает особенности народного дерево-сырцового строительства малоазийских греков. Об этом было подробно рассказано в разделе о происхождении ордеров.
70. Остров Самос. Храм Геры, 560—550 гг. до н. э., архитекторы Ройк и Феодор из Самоса. Вид руин. Базы наружных колонн храма середины VI в. до н.э. Планы храмов Геры: а — храм 1-й половины VIII в. до н.э. («стофутовый»); б — храм 670 г. до н. э. (ниже указан пунктиром) и стоя; в — храм 560—550 гг. до н.э., арх. Ройк и Феодор; г — IV храм Геры, 2-я половина VI в. до н.э. Планы в хронологической последовательности (сверху вниз): храм VIII в. до н.э.; храм VII в. до н.э. (выстроен на месте предшествовавшего), алтарь, стоя и ворота святилища того же времени; храм, 560—550 гг. до н. э.; храм и Большой алтарь, выстроенные после 530 г. до н.э. (с указанием местоположения относительно храма VII в. до н.э.) | |
71. Остров Самос. Святилище Геры. Статуя Геры Самосской, 2-я четверть VI в. до н. э.; Большой алтарь, после 530 г. до н. э.; фасад, разрез, план, фрагменты | |
Храм Геры на о. Самосе. Святилище Геры на о. Самосе было одним из древнейших в Греции (рис. 70—71). Археологические изыскания позволяют предполагать, что в начале VIII в. до н. э. здесь стоял, быть может, уже не первый храм с архаичной по пропорциям, необычайно узкой целлой (32,86x6,5 м). Он имел посредине ряд деревянных стоек на плоских плитах, завершавшийся средней из трех опор, расположенных со стороны входа между торцами стен (портик в антах). Крыша храма была, по-видимому, плоской.
При перестройке храма около середины того же столетия целла сохранила средний ряд стоек, но была несколько расширена и окружена наружным рядом деревянных же опор, образовавших непрерывный портик вокруг всей постройки, которая, следовательно, явилась первым периптером не только в греческом, но и в мировом зодчестве. Его портик включал семь опор спереди (центральная из них завершала средний ряд стоек, а две по ее сторонам стояли по оси стен), шесть сзади и по семнадцати с боков. Все опоры стояли на простейших каменных базах. Первоначальная порочность плана, вынуждавшая располагать культовую статую сбоку, а не посредине целлы, сохранялась, хотя общее отношение длины храма к ширине несколько исправилось.
При следующей перестройке храма (возможно, в начале VII в. до н. э.) планировка целлы была коренным образом улучшена: средний ряд стоек был заменен двумя рядами опор вдоль стен целлы, строго по оси соответствующих стоек птерона. Все опоры были выполнены из дерева и составляли, по-видимому, единый каркас, четко перевязанный поверху балками. Наружный обход (18x6 стоек по периметру) теперь не загораживал входа, к тому же впервые подчеркнутого вторым рядом опор, предвосхищавшим портики позднейших периптеральных храмов. Деревянное перекрытие несло плоскую кровлю без черепиц.
III храм Геры в Самосе, как и одновременный и весьма схожий с ним храм Артемиды в Эфесе, был выстроен около 550 г. до н.э. * Обе постройки имеют исключительное значение для истории архитектуры, поскольку в них впервые встречается зрелый, полностью выполненный ионический ордер в его малоазийском варианте.
* Закладку самосского Герайона обычно датируют чуть раньше Артемисиона (между 560 и 550 гг. до н. э.) потому, что несколько большие размеры эфесского храма получают тогда свое естественное объяснение в обычном соперничестве греческих городов. В пользу более ранней датировки храма Геры говорят не только его чуть меньшие размеры, но и несколько более архаичная форма баз.
Этот храм, который часто называют ройковским по имени одного из строителей, Ройка из Самоса, быть может, вернее было бы называть по имени другого его зодчего — Феодора, тоже из Самоса, строившего и Эфесский храм, а также прославившегося как изобретатель токарного станка и литья статуй из бронзы *.
* Базы в храмах в Самосе, Эфесе, а также в примерно одновременном храме. Аполлона в Навкратисе (малоазийской колонии в Северной Африке) действительно отмечены бороздами, указывающими на применение токарного станка. Что касается бронзового литья, то в какой-то форме оно было известно несколько ранее.
Как уже указывалось выше, этот выдающийся мастер — новатор, автор самого раннего известного нам хотя бы по заглавию архитектурного трактата, посвященного самосскому Герайону *, и безусловно знакомый с дорическим ордером ** в образной форме отобразившем опыт народного строительства греческой метрополии, вполне возможно является и создателем ионического ордера, в тщательно отобранных и переработанных формах которого образно, метафорически отражены основные элементы малоазийского народного зодчества, включая и местные варианты протодорических капителей. Стилобат — 50,5X103 м. Число колонн 21x8 (сзади — 10).
* Витрувий (VII, вступление, 12) ошибочно называет самосский храм дорическим. Со строительством храма связываются также имена других мастеров, характер участия которых установить трудно (ср. Плиния, Естественная история, XXV, 12, 43).
** Павсаний (III, 12, 10) свидетельствует, что Феодор построил здание для народных собраний в Спарте и, следовательно, был в метрополии.
IV Герайон размером 54,58x111,5 м по стилобату поднимался над землею на две ступени. Он построен, по-видимому, при Поликрате, имел по два ряда колонн на продольных фасадах и по три — на торцовых. По восточному фасаду стояло 8 колонн, расстояния между которыми увеличивались к середине. С западного торца было по 9 колонн в ряду, а на продольных сторонах — по 24.
Часть наружных колонн была исполнена из мрамора, часть — из пороса. Колонны пронаоса имели поросовые стволы (с двадцатью четырьмя каннелюрами), мраморные базы и капители. На базах колонн была очень высокая каннелированная спира. Капители имели астрагал своеобразной формы — в виде гладкой полосы, зажатой между двумя валиками. В некоторых капителях шейка была орнаментирована. Капители самосского храма (так же, как и навкратийского, описываемого ниже) состояли из двух частей, причем эхин был высечен из одного блока с верхним барабаном ствола колонны.
72. Эфес. Храм Артемиды (Дианы), начат около 550 г. до н. э., архитекторы Феодор из Самоса, Херсифрон и его сын Метаген из Кносса. План, фрагмент фасада (реконструкция) | |
73. Эфес. Храм Артемиды. Ордер наружной колоннады, архаические капители, база |
Храм Артемиды в Эфесе. Храм Артемиды Эфесской в древности считался одним из семи чудес света. Строительство архаического храма было начато еще в первой половине VI в. до н. э., о чем свидетельствуют обнаруженные на скульптурных базах колонн посвятительные надписи лидийского царя Креза (побежденного персидским царем Киром в 546 г.), жертвовавшего средства на постройку. Наружная диптеральная колоннада возводилась уже во второй половине VI в. до н. э., а все строительство, как указывает Плиний (Естественная история, XXXVI, 14), длилось сто двадцать лет (рис. 72, 73).
Первыми архитекторами храма были Херсифрон из Кносса, его сын Метаген (Витрувием упоминается написанный ими трактат об архитектуре) и Феодор из Самоса.
Приводимое Витрувием и основанное, по-видимому, на этом трактате описание транспортирования и укладки на место крупных каменных архитравных блоков (X, 5, 11) дает чрезвычайно важное указание для реконструкции храма, так как при отсутствии этого указания можно было бы предполагать, что колоссальные пролеты эфесского Артемисиона (установленный при раскопках крайний пролет западного торцового фасада равен 6,12 м) перекрывались деревянными архитравами.
Архаический храм Артемиды (Дианы) Эфесской был сожжен в 356 году; согласно преданию, он был подожжен Геростратом. На этом месте в эллинистическую эпоху был возведен новый храм.
Размер храма по стилобату составлял 109,2x55,1 м. При обычно принятой ориентации продольной оси с запада на восток вход в него располагался с западной стороны. Установленные раскопками части храма позволили определить общую конфигурацию целлы и величины основных пролетов, по которым могло быть установлено число колонн по фасадам — 8X20.
Внутреннее помещение состояло из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн, по четыре в каждом, с обширной целлой, сообщавшейся дверью с небольшим четырехколонным опистодомом. Расположение колонн в целле в точности неизвестно; полагают, что она была также трехнефной. Однако найденный под западной дверью трубопровод для отвода дождевой воды из целлы, а также одинаковая обработка стен с обеих сторон свидетельствуют о том, что целла была гипефральной.
Нами приводится здесь план храма в реконструкции Гендерсона, однако существуют и другие реконструкции, например Литаби, с 9 колоннами на заднем фасаде, как это имеет место в храме Геры на о. Самосе. Столь существенные различия в реконструкции объясняются желанием исследователей согласовать весьма скромные и противоречивые данные раскопок и общее количество колонн храма 127, указанное Плинием Старшим (Естественная история, XXXVI, 95) *
* Однако возможно, что это указание могло относиться к эллиническому храму.
Колоннады храма были сооружены из мрамора. Стены имели массивную мраморную облицовку и заполнялись известняком на растворе. Черепицы были глиняные, огромная сима-парапет — из мрамора.
Высота колонн в точности неизвестна. Диаметр колебался от 1,05—1,3 до 1,6 м. Базы малоазийского типа различались между собой в деталях. Передние ряды колонн, между которыми проходила лестница, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершавшихся валом (поверхность последнего оживлял ряд листьев).
Найдены также фрагменты квадратных пьедесталов; полагают, что они принадлежат первому ряду колонн по западному фасаду и колоннам пронаоса. Украшенные рельефами базы, пожертвованные, как гласит надпись на них, лидийским царем Крезом, были повторены и при возобновлении храма после его пожара в 356 году. Они составляют исключение в греческой архитектуре, происходя от декоративного приема украшения внизу, на уровне глаз.
Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами.
Капители были различных типов, но все они имели сильно развитый эхин с крупными овами, большие подушки, завершенные волютами, и вытянутую в плане абаку (подушки капители высечены из одного и того же камня, что и эхин). Волюты не имеют глазка, в некоторых капителях украшены розетками. Ширина абаки и подушки уже верхнего диаметра колонны. Угловая капитель и фронтон на рис. 72, 73 указаны предположительно.
74. Милет. Храм Аполлона в Дидимах (Дидимейон), конец VI в. до н. э. Капитель анта (лицевая и боковая стороны) 75. Милет. Храм Аполлона в Дидимах. Капитель |
Храм Аполлона в Дидимах. Третьим из грандиозных ионических диптеров был храм Аполлона Филесия в Дидимах под Милетом (рис. 74, 75). Целла этого храма была открыта лишь с передней стороны. К храму Аполлона вела священная дорога, обрамленная монументальными портретными статуями местных малоазийских правителей, восседающих на тронах в неподвижных «иератических» позах. Этот мотив монументальных статуй, организующих подход к святилищу, напоминает аллеи сфинксов, столь характерные для храма древнего Египта.
76. Навкратис. Храм Аполлона, VI в. до н.э. Колонна и капитель (реконструкция) |
Храм в Навкратисе. Среди самых ранних памятников ионической архитектуры следует упомянуть храмы в Навкратисе (Северная Африка). Судя по фундаментам, это — простейшие прямоугольные здания без внутренних членений. Выполненные из сырца, покрытого штукатуркой, они были слишком недолговечны, чтобы оставить после себя существенные следы. Самая интересная находка в Навкратисе — фрагменты высеченной из известняка ионической колонны. Это все, что осталось от древнейшего храма Аполлона начала VI в. до н.э. (рис. 76). Эта колонна, реконструированная Петри, как бы связала самые ранние примеры ионического ордера. Высокая база с ее каннелированными торусами напоминает самосские базы. Но расположенная над нею гладкая конусообразная часть, являющаяся переходом к покрытому каннелюрами стволу, не имеет аналогии *
* Сказанное относится к колоннам ионического ордера (там же найдены и другие фрагменты более поздней постройки). Некоторое сходство удается проследить в базе единственной коринфской колонны в храме Аполлона в Бассах конца V в. до н. э.
Капитель состояла из двух частей: подушки с волютами и эхина, высеченного из одного блока с верхней частью ствола. Волюты были полностью отделены от эхина, как на Самосе. Эхин украшали крупные овы, так же как и чрезвычайно развитый валик с астрагалом, завершавший сверху ствол колонны. Она напоминает здесь кольцо лиственного орнамента на шейке колонны в Неандрии. На других колоннах Навкратиса встречаются иногда широкие полосы орнамента (так называемого анфемия) между окончанием каннелюр и верхним валиком ствола *.
* Ср. декор шейки ионических колонн в Локрах, Памятника нереид в Ксанфе и развитый анфемий в Эрехтейоне. На колоннах в Самосе, наоборот, шейка оставлена гладкой.
***
В восточной части греческого мира в рассматриваемую эпоху безраздельно господствовала ионика. Единственный дошедший до нас памятник дорической архитектуры — храм в Ассосе (Эолия).
Город Ассос был расположен на высоком плато — отроге горы Иды, а храм занимал в нем высшую точку (рис. 77). Храм был сооружен из очень твердого камня вулканической породы — трахита. Применение твердых пород камня отличает в эту эпоху зодчество Эолии и Ионии от зодчества греческой метрополии и западных колоний, где тогда предпочитали обрабатывать относительно мягкие известняки и туфы. Построенный, вероятно, около 560 г. до н.э., храм дошел до нас в сильно поврежденном состоянии. Он представлял собой периптер дорического ордера, имевший на торцовых сторонах по 6, а на продольных — по 13 колонн.
77. Ассос. Храм, около 560 г. до н. э. Фасад, план, фрагмент фриза |
Размер храма по стилобату был 30,21 X X 14,03 м. Целла представляла собой вытянутое прямоугольное помещение с восточным двухколонным антовым пронаосом.
Колонны отличались легкими пропорциями (высота их более 5D) ,и были очень свободно расставлены (размер в осях 2,61 м). Эти особенности, а также утонение без энтазиса и скоция на шейке капители позволяют сблизить храм в Ассосе с первыми каменными храмами метрополии, еще сохранившими пропорции деревянных сооружений. Особенность раннего зодчества выражена также в облицовке каменного гейсона терракотой.
Помимо рельефов на метопах, сплошной рельефный пояс проходил и по архитраву, что противоречило основной тектонической идее дорического ордера и приближало храм к постройкам ионического ордера.
Глава «Архитектура Ионии» подраздела «Архитектура архаической эпохи (750—480 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий