Сооружения Древней Греции 2-й четверти V в. до н.э. вне Афин

Храм Зевса в Олимпии. Храм Зевса в Акраганте. Храм Геры (Юноны Лацинии) в Акраганте. Храм Е в Селинунте. II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии


Архитектура Древней Греции. Олимпия. Святилище Зевса. Реконструкция общего вида ансамбля
19. Олимпия. Святилище Зевса. Реконструкция общего вида ансамбля и генеральный план: а — пропилеи; б — подпорная стена; в — южная стена; г — булевтерий; д — главная площадь; е — алтарь Зевса; ж — героон Пелопса; з — храм Геры (Герайон); и — храм Зевса; к — Метроон, около 375 г. до н. э.; л — терраса сокровищниц (сокровищница гелоян справа); м — статуи Зевса; н — проход к стадиону; о — стадион; п — Филиппейон, около 335 г. до н. э.; р — экседра Ирода Аттика, II в. до н. э.; с — пританей; т — палестра, III в. до н. э.; у — Леонидайон, IV в. до н. э.; ф — северные ворота; х — дом жрецов (Теоколейон); ц — южный портик; ч — холм Кронос (высота после обрушения при землетрясении около 120 м); э — портик Эхо
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Святилище Зевса. Генеральный план

Храм Зевса в Олимпии, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) и на средства из взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения (рис. 19).

Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н. э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах; лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном барабанами колонн, фрагментами стен и антаблемента, поверженных землетрясениями. Тщательное изучение этих руин и описания античных авторов (особенно Павсания) позволили реконструировать архитектурный облик сооружения (рис. 20, 21). Это — дорический периптер размером 27,68X64,12 м по стилобату с числом колонн 6X13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из исключительно твердого местного пороса (ракушечного известняка) и был покрыт тонким слоем прекрасной белой мраморной штукатурки; кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные. Твердость ракушечника сказалась в строгости архитектурных обломов и позволила достигнуть исключительной точности в исполнении, характерной для греческой архитектуры эпохи расцвета. На стилобате еще сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.

Архитектура Древней Греции.  Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н.э. Арх. Либон из Элиды. План, продольный и поперечный разрезы
20. Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н.э. Арх. Либон из Элиды. План, продольный и поперечный разрезы
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Вид руин
21. Олимпия. Храм Зевса. Вид руин и восточный фасад (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Восточный фасад (реконструкция)

Исследователи особенно охотно отмечают регулярность в строении храма, например, кратность основных размеров его плана дорическим или олимпийским футам или равенство диаметров колонн и интерколумниев со всех сторон периптера и др. Однако практически с торцовой стороны все интерколумнии были разными: средний расширен, а угловые (как, впрочем, и с других сторон) — сужены; все колонны чуть наклонялись внутрь, угловые были толще остальных (рис. 21, 22). Вопрос о существовании энтазиса у заметно утончавшихся колонн и курватур остается, вследствие разрушений от землетрясений, неясным. Высота колонн—10,43 м — вдвое превышала расстояние между осями; они состояли из четырнадцати барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами. Высокие с большим выносом эхины и профили капителей (четыре ремешка и три вреза гипотрахелиона) напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Суровость форм некогда смягчалась праздничной окраской, следы которой обнаружены на некоторых фрагментах (красная — на тении, увенчивающей архитрав, синяя — на мутулах и триглифах); на метопах наружного фриза, лишенных скульптурных украшений, не было обнаружено также и следов покраски — вероятно, они оставались белыми.

Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Детали: антаблемент и капитель ордера бокового фасада; фрагмент фронтона; профили капителей пронаоса и наружной колоннады; слезник анта; колонна
22. Олимпия. Храм Зевса. Детали: антаблемент и капитель ордера бокового фасада; фрагмент фронтона; профили капителей пронаоса и наружной колоннады; слезник анта; колонна
Архитектура Древней Греции.  Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом (вверху)
Архитектура Древней Греции.  Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами
23. Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом (вверху); композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами; голова лапифки 24. Олимпия. Храм Зевса. Голова скульптуры Аполлона с восточного фронтона
Архитектура Древней Греции.  Олимпия. Храм Зевса. Голова лапифки Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Голова скульптуры Аполлона с восточного фронтона
Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Метопа «Геракл, поддерживающий небесный свод» Архитектура Древней Греции. Олимпия. Храм Зевса. Схема внутреннего устройства целлы с галереями и лестницами на них
25. Олимпия. Храм Зевса. Метопа «Геракл, поддерживающий небесный свод» 26. Олимпия. Храм Зевса. Схема внутреннего устройства целлы с галереями и лестницами на них: а — мраморная балюстрада, ограждающая центральную часть целлы; б — занавес; в — основания лестниц, ведущих на галереи; г — гнезда для деревянных косоуров

Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах (рис. 23, 24). Композиция восточного фронтона изображала приготовления к состязанию на колесницах героев Пелопса и Эномая, западного — борьбу лапифов с кентаврами. Стиль скульптур заметно отличается от фронтонных групп эгинского храма; в них нет застывшей напряженности последних, наоборот, фигуры полны движения и в их позах заметно стремление к реализму.

Композиция групп строится не на симметрическом повторении обеих сторон фронтона (в зеркальном отражении), а на принципе свободного уравновешивания близких по характеру, но не идентичных фигур. Принцип уравновешенности сменяет характерную для архаических фронтонных композиций абсолютную симметрию; этот принцип можно проследить и в композиции целых архитектурных ансамблей того времени.

Фронтон храма Зевса увенчивался почти отвесной мраморной симой, тянувшейся и вдоль боковых сторон храма. По углам фронтона стояли позолоченные треножники с чашами, а центральным акротерием служила позолоченная статуя летящей Ники.

За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими двенадцать подвигов Геракла (рис. 25). Эти метопы, как и фронтонные группы храма, принадлежат к числу наилучших скульптурных произведений в рассматриваемую эпоху. Проблема гармоничного заполнения ограниченного пространства, сочетания движения с уравновешенностью целого решена в них блестяще. Примечательно, что как и в греческой драме, где трагические сцены чередовались со спокойными выступлениями хора, так и на метопах храма изображения активного действия сменялись спокойными композициями (на каждой четвертой метопе), игравшими роль цезуры.

Фризы с метопами с боков заканчивались угловыми триглифами над антами, раскреповка которых устанавливала грань между портиками и гладкими продольными стенами. Подобное расположение триглифного фриза встречалось также в других дорических храмах (храм Е в Селинунте и позднее храм Аполлона в Бассах) и может считаться характерным для классической эпохи.

Широкий 5-метровый проем, закрывавшийся массивной бронзовой дверью, вел из пронаоса в наос, разделенный двумя двухъярусными колоннадами на три нефа. Каждая колоннада состояла из семи колонн и завершалась на торцовых стенах наоса пилястрами, указывающими на стремление зодчего органичнее связать колоннады со стенами.

Над боковыми нефами олимпийского храма шли галереи, по которым, согласно Павсанию, можно было приблизиться к статуе Зевса, установленной в глубине наоса. Лестницы, ведшие на галереи, располагались по обе стороны от входа в наос; здесь сохранились приподнятые над полом камни в виде нижних ступеней лестницы с гнездами для крепления косоуров и перил. Самые лестницы (одна из них вела на крышу храма) были, по-видимому, деревянными и не сохранились (рис. 26).

Передняя часть среднего нефа глубиной 7,5 м, включавшая первые два пролета внутренних колоннад, была совершенно свободной; она отделялась барьером из паросского мрамора высотой более 1,5 м со створчатыми дверями посредине. Такой же барьер шел в интерколумниях от второй до пятой колонны каждого ряда, выделяя среднюю часть центрального нефа (глубиной 9,5 м) перед культовой статуей. От пятой колонны и дальше — вокруг пьедестала статуи — вместо мраморного барьера шли металлические решетки или экраны. Из металла же были сделаны и калитки, закрывавшие боковые нефы по оси вторых колонн. В средней части центрального нефа, непосредственно перед пьедесталом, квадратный участок пола был слегка заглублен и вымощен темным элевсинским камнем. Бортик из белого пентелийского мрамора окружал это углубление. Сюда, согласно Павсанию, стекало масло, которым поливали хризоэлефантинную статую. Пьедестал (6,65X9,93 м в плане) также был отделан темным элевсинским камнем. Вокруг трона Зевса были размещены шесть панно, написанных живописцем Паненом, но их расположение не установлено. Узкий (1,74 м) проход соединял позади статуи западные концы боковых нефов.

Храм с течением времени обогащался новыми приношениями. Так, в 456 г. до н.э. его фронтон был украшен золотым щитом. Подобным же приношением являлся и огромный, расшитый и покрашенный финикийским пурпуром занавес, отделявший первые два пролета наоса. Подвешенный на шнурах, он опускался на пол за первый барьер, открывая взгляду молящегося колоссальную фигуру сидящего в глубине целлы Зевса, сверкавшую золотом и слоновой костью; двухъярусная колоннада подчеркивала размеры статуи, голова которой достигала верха наоса. Фидиев Зевс представлял собой одно из самых значительных и прославленных в древности произведений монументальной скульптуры, посвященных образам греческой мифологии. Статуя была так велика, что Зевс, будь он живым, не мог бы подняться со своего трона, не разрушив крыши. Это, однако, сделано не случайно: для точного учета зрительного впечатления от статуи Фидий воспроизвел в своей мастерской (ее остатки еще видны рядом с Теоколейоном) основные особенности интерьера храма (см. рис. 19).

Олимпия с ее знаменитыми играми служила воплощением идеи национального единства всего эллинского мира, и храм Зевса., построенный в период большого политического подъема Греции, как бы скреплял это единство художественным показом величия и мощи главного общеэллинского божества. Мотив превосходства и победы эллинского мира над окружавшими его варварами выражен в мифологической форме на западном фронтоне храма, где изображена борьба греков-лапифов с грубыми кентаврами — полулюдьми-полуживотными, олицетворявшими всех врагов эллинского мира, варваров вообще. Классово-аристократическая природа греческих государств Пелопоннеса ясно сквозит в сюжете скульптуры восточного фронтона, изображающей, как указано выше, состязание царя Эномая с будущим царем Пелопсом в беге на колесницах.

Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики 1-й половины V в. до н. э., как впоследствии Парфенон — образцом аттической архитектуры 2-й половины этого века. Но от храма остались лишь руины. Тем большее значение имеет другой выдающийся памятник строгой дорики — II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии (Пестуме).

Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал образу скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса, дух которого, доброжелательный и божественно беспристрастный, должен был господствовать в проводившихся здесь межэллинских спортивных состязаниях.

Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира (Великая Греция), так и в непосредственной близости к нему. Близ Коринфа, на Истме — перешейке, соединяющем Пелопоннес с Балканским полуостровом, в издревле посвященном Посейдону святилище (где найдены следы постройки, существовавшей еще в VII в. до н.э.) около 460 г. до н. э. был построен храм Посейдона, аналогичный по композиции олимпийскому. Он имел лишь немногим меньшие размеры и число колонн 6X13. При выполнении всего сооружения из пороса кровельная черепица и фронтонная скульптура были мраморными. Храм сгорел в 394 г. до н. э., был вскоре восстановлен, но при римском императоре Юстиниане разрушен до основания, а материал был использован для постройки стены, перегораживавшей Истм.

Развернувшиеся после греко-персидских войн в Афинах градостроительные работы описаны в специальном разделе; здесь же следует упомянуть лишь небольшой четырехколонный амфипростильный храмик на р. Илисе близ Афин, возведенный около середины V в. до н. э. и выполненный в ионическом ордере (рис. 27). По-видимому, он послужил прототипом, храма Ники Аптерос на Акрополе.

Архитектура Древней Греции. Афины. Храм на р. Илисе, около середины V в. до н. э. Фасад (реконструкция) 27. Афины. Храм на р. Илисе, около середины V в. до н. э. Фасад (реконструкция)

Храм на р. Илисе отличался сравнительно тяжелыми пропорциями. В архитраве отсутствовало обычное в ионике горизонтальное членение на фасции; фриз и карниз были лишены украшений. Все это позволяет говорить о своеобразной попытке внести в ионическую постройку элементы дорического стиля. Поэтому храм у реки Илиса можно рассматривать как едва ли не самый ранний из аттических памятников IV в. до н.э., отражающий стремление к объединению ионических и дорических черт и к созданию единого всеэллинского стиля. Но в отличие от зодчих эпохи Перикла строитель этого храмика взял за основу не дорический, а ионический ордер.

Что касается ионического зодчества этого времени в Малой Азии, то о нем известно очень мало. Реконструкция разрушенного персами Милета описана ниже. На рис. 28 воспроизведены план и реконструкция ионического храма Афины в Милете, датировка которого (серединой V в. до н.э.) недостоверна.

Архитектура Древней Греции. Милет. Храм Афины, середина V в. до н.э. Общий вид (реконструкция) и план
28. Милет. Храм Афины, середина V в. до н.э. Общий вид (реконструкция) и план

В Великой же Греции активное строительство, начатое в VI в. до н. э., не прекращалось, несмотря на неоднократные столкновения с Карфагеном.

Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Зевса: фрагмент фасада (реконструкция по Кольдевею и Пухштейну) Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Зевса: план (реконструкция)
29. Акрагант. Храм Зевса, начат в 510 г., в основном строился после 480 г. до н. э.: фрагмент фасада (реконструкция по Кольдевею и Пухштейну); голова атланта; фигура атланта; план (реконструкция)
Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Зевса: голова атланта Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Зевса: фигура атланта

Храм Зевса в Акраганте был начат около 510 г. до н.э., но основной период его строительства (оно осталось неоконченным и в 409 г., когда Акрагант был разрушен) приходится на эпоху классики. После победоносного окончания войны с Карфагеном в 480 г. до н.э. тираном Фероном было занято на его строительстве множество рабов-военнопленных.

Вслед за храмом G в Селинунте храм Зевса — крупнейший из дорических храмов в эллинском зодчестве, его размер по стилобату 52,85X110 м. По композиции он совершенно необычен, но вследствие сильных разрушений не поддается достоверной реконструкции: по-видимому, в нем сильно сказалось влияние архитектуры Карфагена и желание с нею конкурировать.

Храм являлся своеобразным в эллинской архитектуре примером псевдопериптера (рис. 29): он был обнесен каменной стеной, из которой внутрь выступали пилястры, а наружу — огромные полуколонны по семи на торцовых сторонах и по четырнадцати на продольных; в каждой из их каннелюр мог поместиться человек. Нечетное число полуколонн на главном фасаде не было связано с расположением внутренних опор и объяснялось композицией главного фасада, где, по-видимому, были два входа, расположенных в крайних интерколумниях. Полуколонны и соединявшая их стена возвышались на пятиступенчатом основании типа подия и имели своеобразно профилированную базу — редкий пример в дорическом ордере этой эпохи.

Внутреннее пространство было, по-видимому, разделено на три длинных, узких нефа двумя рядами мощных столбов, соединенных стенками, недостаточно органично связанными с наружной стеной. Средний неф спереди, по-видимому, оставался открытым. Способ освещения внутреннего пространства не ясен. Не выяснен также вопрос о первоначальном местоположении колоссальных атлантов, каменных мужских фигур высотой 8,2 м (отсюда и название — «храм Гигантов»), одна из которых была собрана на земле Коккерелем, полагавшим, что они поддерживали деревянный потолок целлы. По реконструкции Кольдевея атланты располагались снаружи между полуколоннами, на обрезе внешней стены храма, и поддерживали сильно выступавший антаблемент. Эта реконструкция более привлекательна: необходимость такой поддержки не вызывает сомнения, потому что архитрав (усиливавшийся железным брусом) не был вытесан из одного цельного блока. Из-за их огромных размеров то же было сделано и с другими частями ордера и деталями: так, эхин состоял из двух, а абака — из трех блоков; полуколонны были выложены из нескольких камней секторной формы и одного полукруглого, представлявшего как бы их сердцевину. Эти камни (судя по реконструкции Коккереля) не были перевязаны в кладке с блоками стены, и полуколонны, следовательно, были к ней как бы приставлены.

В архитектуре храма Зевса в Акраганте, очевидно, нашли выражение некоторые важные черты социально-политического быта одного из самых богатых и многолюдных греческих полисов западного Средиземноморья. Исключительная величина и массивность храма были, несомненно, рассчитаны на то, чтобы создать ореол вокруг имени тирана-строителя, искавшего путей для поднятия своего политического авторитета, весьма неустойчивого в условиях постоянно дававшей себя знать напряженной классовой борьбы и военных столкновений с соседями.

Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Геры (Юноны Лацинии): план и схема расположения храмов Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Геры (Юноны Лацинии): Колоннада
Архитектура Древней Греции. Акрагант. Храм Геры (Юноны Лацинии): общий вид

30. Акрагант. Храм Геры (Юноны Лацинии), около 450 г. до н.э., общий вид, план и схема расположения храмов: 1 — храм Гефеста; 2 — храм Диоскуров (Кастора и Поллукса), III в. до н.э.; 3 — храм Зевса Олимпийского; 4 — храм Геракла (Геркулеса); 5 — гробница Ферона; 6 — храм Асклепия; 7 — храм Деметры (Конкордии), около 430 г. до н.э.; 8 — храм Геры (Юноны Лацинии); 9 — храм Деметры и Персефоны, начало V в. до н.э. (?); 10 — святилище хтонических божеств. Пунктиром показана стена акрополя

31. Акрагант. Храм Геры (Юноны Лацинии). Колоннада

Другой храм в Акраганте, посвященный Гере (Юноне Лацинии), представляет собой дорический периптер размером 16,9 X Х38ДЗ м по стилобату с числом колонн 6X13; почти все колонны, выполненные из известняка-ракушечника, еще стоят на своих местах. Эффектно расположенный на самой высокой точке акрополя, храм еще приподнят на каменную платформу, на которой возвышается его четырехступенчатое основание (рис. 30, 31). Архитектура храма явно следовала образцам, сложившимся к этому времени в метрополии: план был укорочен — соотношение сторон стилобата составляло 4:9, целла имела пронаос и опистодом, некоторое сужение угловых интерколумниев облегчало решение проблемы углового триглифа. Сохранялись, однако, и местные особенности: торцовые интерколумнии были несколько больше боковых, главный фасад был выделен десятью ступенями. Хотя в целле не было внутренних колонн, а следовательно, и боковых галерей, в стенках, отделявших пронаос от наоса, были устроены лестницы — особенность, встречающаяся также в других храмах Великой Греции V в. до н.э.: во II храме Геры (Посейдона) в Посейдонии и в храме Деметры (Конкордии) в Акраганте.

Отсутствуют и «утонченности», появившиеся в архитектуре материковой Греции, — нет энтазиса, наклона колонн внутрь, утолщения угловых колонн и тем более курватур. Архитектура храма суховата.

После победы над карфагенянами в 479 г. до н.э. Гелон, правивший сначала Гелой, но ставший с 485 г. до н.э. тираном Сиракуз, приступил вместе со своим братом Героном к строительству двух почти идентичных храмов — в Гимере (месте победоносных действий) и в Сиракузах. От гимерского храма почти ничего не сохранилось, но храм Афины в Сиракузах, поставленный на месте более древнего предшественника (по-видимому, первой половины V в. до н.э.) на высшей точке о. Ортигия, был впоследствии перестроен в городской собор. Его мощная колоннада, несколько тяжелых, видимо, все еще традиционных для Великой Греции пропорций (Н = 4,54 D), разделяет соборные нефы. В плане обоих храмов заметно сильное влияние современной им архитектуры материковой Греции: укороченные пропорции стилобата (2:5), количество колонн 6X14, отсутствие адитона, который заменен опистодомом, боковые и торцовые интерколумнии, почти равные друг другу. Последнее, казалось бы, отразило столь существенную для сицилийских храмов систему гармонизации, вернее геометризации частей постройки. Однако в храме Афины введено сужение угловых и следующих за ними интерколумниев (называемое двойным сужением), что свидетельствует о подходе сиракузских архитекторов к проблеме выравнивания элементов фриза как к своеобразной математической задаче, решаемой методом «постепенного приближения».

Выполненный из типичного для Сицилии известняка и покрытый тонкой штукатуркой, храм получил мраморную симу и кровельные черепицы. Известно, что его богато отделали: на фронтоне укрепили золотой щит, блеск которого был заметен с подходящих к городу кораблей. По свидетельству Цицерона, двери наоса были украшены резными плитками из слоновой кости и золотыми гвоздями, в целле — живописные изображения столкновения конницы и портреты двадцати семи сиракузских правителей.

Архитектура Древней Греции. Селинунт. Храм Е: Фрагмент фасада Архитектура Древней Греции. Селинунт. Храм Е: Фрагмент антаблемента
Архитектура Древней Греции. Селинунт. Храм Е: план

32. Селинунт. Храм Е (возможно, Геры), между 480 и 460 гг. до н.э. Фрагменты фасада и антаблемента, план

33. Селинунт. Храм Е. Общий вид и метопа: Артемида и Актеон

Архитектура Древней Греции. Селинунт. Храм Е: Общий вид Архитектура Древней Греции. Селинунт. Храм Е: метопа Артемида и Актеон

В Селинунте между 480—460 гг. до н.э. был воздвигнут (в нижнем городе, а не на акрополе) храм Е, возможно, посвященный Гере (рис. 32). Разрушенный землетрясением, он в настоящее время в большой степени восстановлен. Несмотря на относительно небольшие размеры храма (67,8Х Х25,3 м по стилобату), несколько тяжеловесная, по сицилийскому обычаю, колоннада (отношение Н = 4,57 D; интерколумний 0,94—1,05 D) производит большое впечатление (рис. 33). Храм имеет много локальных особенностей: удлиненные пропорции стилобата (3:8), большое число колонн на боковых сторонах (15), устройство адитона, несмотря на введение опистодома, многократный подъем пола каждого следующего подразделения целлы (начиная с широкой, десятиступенной лестницы перед главным фасадом), наконец, выровненные по торцовым и боковым сторонам интерколумнии — свидетельство четко выдержанного стремления к геометризму. Характерно, однако, что угловой интерколумний был сужен и что это было подготовлено (как обычно это делалось в материковой Греции) расположением плит стилобата.

Сохранились и некоторые скульптурные метопы храма Е (над портиком пронаоса целлы). Они принадлежат к числу лучших произведений сицилийской скульптуры этого периода и могут быть сравнены с олимпийскими. Одна из них, наиболее замечательная по художественным достоинствам, изображает Зевса, приглашающего Геру на свое ложе; на другой — Артемида, приказывающая псам Актеона разорвать этого, оскорбившего ее юношу. Обнаженные части женских фигур были изваяны из мрамора, остальные части метоп выполнены из известняка.

Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры (Посейдона), после 468 г. до н. э. Целла Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры (Посейдона), после 468 г. до н. э. Юго-восточный угол
Посейдония. II храм Геры (Посейдона), после 468 г. до н. э. Целла 34. Посейдония. II храм Геры (известный прежде как храм Посейдона в Пестуме), после 468 г. до н.э. Юго-восточный угол
Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры. Двухъярусные колоннады целлы
35. Посейдония. II храм Геры 37. Посейдония. II храм Геры. Двухъярусные колоннады целлы
Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры. Фрагмент ордера 36. Посейдония. II храм Геры. Фрагмент ордера, поперечный разрез (реконструкция), план
Архитектура Древней Греции. Посейдония. II храм Геры. Поперечный разрез (реконструкция), план

II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии — наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н.э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад (рис. 34—37). На трехступенчатом основании (размер стилобата 24,3X59,99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.

Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.

План и общая композиция храма, без сомнения, были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Надо полагать, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимся культурным влияниям материковой Греции после того, как в 468 г. до н. э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх. Лишь немногим меньший по размерам (всего на несколько метров) храм в Посейдонии имеет более удлиненные пропорции; число колонн составляет 6X14; при том же трехчастном членении целлы с пронаосом и опистодомом наос более вытянут, но так же, как в Олимпии, разделен двухъярусными колоннадами, которые заканчиваются пилястрами. Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера (рис. 37). По-видимому, наос казался узким, сильно вытянутым; высота среднего нефа, довольно близкая наружной высоте сооружения, очень велика по отношению к ширине центрального нефа целлы. Это еще подчеркивают сильные вертикали двухъярусных колоннад и заканчивающие их пилястры. Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние — по 16; соотношение их диаметров друг к другу — 9:7; по высоте они относятся друг к другу, как 16:9 (6,06 и 3,41 м). Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во 2-й половине века в Парфеноне.

В архитектуре II храма Геры, без сомнения, был заложен принцип регулярности построения. Исходные пропорции — 72 X 180 дорических футов (отношение 2:5) — намечались, однако, не по стилобату, а по тении архитрава. От этих размеров и был, по-видимому, определен интерколумний как некий теоретический усредненный модуль, равный 9 дорическим футам. Высота колонн была в 3 раза большей; и это соотношение соответствовало пропорциям пролета колоннады — 1:3, взятым в осях колонн. Вся строгость построения, однако, была нарушена тончайшими изменениями соотношения частей. Было применено одиночное сужение угловых пролетов по торцовым сторонам храма и двойное сужение (двух крайних пролетов) — по боковым, что- повлекло за собою изощренное, практически незаметное для зрителя смещение и изменение размера элементов фриза, в котором имеет место типическое для классического периода отношение ширины триглифов и метоп 2:3. Пролеты торцовых колоннад были чуть меньше, чем на боковых сторонах, в то время как диаметр колонн главных фасадов был увеличен на 5 см. Это выразилось в явно заметном сужении интерколумниев и общем повышении мощи и пластической выразительности главных фасадов храма. Перечисленные утонченности дополняются — в первый и, за исключением храма в Сегесте, в последний раз в архитектуре Великой Греции — курватурами, последовательно присутствующими во всех горизонтальных элементах сооружения. Однако наклон внутрь, свойственный наружным колоннадам храма Зевса в Олимпии, в рассматриваемом храме отсутствует. Вместо этого применено откровенное изменение формы угловых колонн, которые кажутся наклоненными при рассмотрении храма Геры с фронтальных точек зрения.

Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн, как 1 :2,3, тяжелые пропорции колонн (H=4,23 или 4,33D), состоящих всего из 5—6 больших барабанов, их тесная расстановка (отношение диаметра к интерколумнию составляет 1 : 1,13 или 1,2), крупность блоков архитрава, достигающих 4,5 м в длину и 1,5 м в высоту, иными словами, как бы преувеличенная массивность всех основных частей сооружения, которой противопоставляются относительно небольшие размеры и рельеф деталей. В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным несомненно участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени предельно увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона. Их перерезают тени под сильно вынесенными капителями, но глубокая тень под карнизом объединяет каждый фасад сооружения. В отличие от них каннелюры колонн, число которых доведено до 24, и детали архитрава (тения, регулы), выполненные в очень плоском рельефе, дают небольшие тени, благодаря этому все элементы приобретают обобщенность, а их материал кажется особенно твердым и плотным. Именно этот характер твердости и прочности архитектурного тела отличает II храм Геры от архаических памятников Великой Греции с их припухлыми, не всегда напряженными формами, в которых доминирует масса. Могучие и тяжеловесные наружные колоннады храма в Посейдонии без труда несут гигантский антаблемент. Равновесие огромных героизированных форм и скрытые в них избыточные силы придают храму как бы стихийную мощь при подлинно органической целостности.


Глава «Сооружения 2-й четверти V в. до н.э. вне Афин» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480—400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)