Погребальные сооружения этрусков

Этрусские гробницы можно разделить на два основных типа. Первый, более древний — тумулус, т. е. конический земляной холм, окруженный у основания каменной стеной, предохранявшей его от осыпания. Холм скрывал внутри одну или несколько сложенных из камня погребальных камер, обычно перекрытых ложным куполом или сводом (рис. 10). К концу VI в. до н.э. этот тип гробниц был в основном вытеснен гробницами, высеченными в скалах. Они так же, как и погребальные камеры тумулусов, перекрывались ложными куполами или сводами. После VI в. до н. э. эти перекрытия постепенно исчезают.

Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Погребальные сооружения: тумулус Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Погребальные сооружения: вход в гробницу
10. Черветери (Цере). Погребальные сооружения: тумулус, вход в гробницу
Архитектура Древнего Рима. Сан Джулиано. Скальные гробницы. Макет Архитектура Древнего Рима. Сан Джулиано. Скальные гробницы. Макет
11. Сан Джулиано. Скальные гробницы. Макет

Этрусские скальные гробницы располагались вне крепостных стен, складывались в целые улицы, образуя города мертвых — некрополи (рис. 11). При выборе места для некрополя этруски тонко учитывали как рельеф местности, так и характер окружающего пейзажа. Чаще всего некрополь занимал или отдельное плато (Бандитачча в Черветери, Монтароцци в Корвенто), или крутой склон горы, иногда он располагался на равнине (Вульчи) или вытягивался вдоль дороги (Ветулония).

Архитектура Древнего Рима. Казале Мариттимо. Гробница, 1-я половина VI в. до н.э.
12. Казале Мариттимо. Гробница, 1-я половина VI в. до н.э.

Для древнейших центров северной Этрурии — Популонии и Ветулонии — характерны тумулусы. Перекрытие погребальной камеры в них осуществлялось напуском рядов как при круглой форме помещения (гробница в Казале Мариттимо, 1-я половина VI в. до н.э., рис. 12), так и при прямоугольной его форме. В первом случае напуск рядов начинался с самого пола; образуя ложный свод, диаметр гробницы обычно составлял 3—4 м; в гробнице Ла Мула (возле Квинто Ферентино) купол достигал в диаметре 10 м.

При прямоугольном плане размеры камеры были невелики — до 5 м в стороне. Нижние части стен вертикальны, а на некоторой высоте от пола в углах выступали первые камни, которыми начинались примитивные пандативы (паруса), служащие переходом к круглому в плане перекрытию (осуществлены напуском рядов). Примером такой гробницы является гробница в Сан Чербоне, около Популонии, VII в. до н.э.; вертикальные стены камеры сложены из хорошо отесанных блоков песчаника, а пандативы — из твердого известняка. Уже в этот ранний период дифференцировано применение различных материалов. У гробницы в Сан Чербоне хорошо сохранился тумулус в виде плоской скуфьи и тщательно сложенная крепида диаметром 28 м, а также вымостка из двух слоев плит известняка; но самый купол в ней обвалился. В гробницах Вольсиний и Кортоны в сводах, выполненных напуском рядов, замыкающий ряд состоял из блоков, отесанных в виде клина. В Гротта Кампана в Вейях входная арка вырезана в нависающих блоках, но замкнута блоком в форме клина.

Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Некрополь: схематический план
13. Черветери (Цере). Некрополь: схематический план, аэрофотосъемка участка Бандитачча 14. Дромос со входами в гробницы
Архитектура Древнего Рима. Черветери (Цере). Некрополь: аэрофотосъемка участка Бандитачча Архитектура Древнего Рима. Дромос со входами в гробницы

Самые грандиозные некрополи южной Этрурии VII в. до н.э. обнаружены около Цере (Черветери). Большинство тумулусов сосредоточено в некрополях Бандитачча и Абетоне, расположенных на двух высотах, за рекой, к северу от города. Место для некрополя Цере было выбрано с учетом формы самих гробниц и открывающегося отсюда вида на город и окрестности (рис. 13). Некрополь лежит на плато, на котором тумулусы разной величины и более поздние гробницы расположены по обеим сторонам главной и нескольких поперечных улиц. Эти невысокие «холмы» с примитивно профилированными крепидами, с входом, ранее украшенным каменными скульптурами, отличались простотой и, несмотря на относительно скромные размеры, монументальностью своего облика. Открытый в передней части коридор — дромос круто спускался в глубину туфовой скалы (рис. 14). Все элементы камер были вырезаны в туфе; предметы обихода, которые сначала погребались вместе с покойником, иногда высекались в скале, имитируя жилище живых.

Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Реголини Галасси, VII в., до н.э. Дромос Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Реголини Галасси, VII в., до н.э. План
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Реголини Галасси, VII в., до н.э. Разрез
15. Черветери. Гробница Реголини Галасси, VII в., до н.э. Дромос. План, разрез
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Нарисованных львов, VI в. до н.э. План, продольный и поперечные разрезы
16. Черветери. Гробница Нарисованных львов, VI в. до н.э. План, продольный и поперечные разрезы
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Некрополь Бандитачча. 1 — тумулус. План
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Некрополь Бандитачча. Интерьер гробницы-хижины, VII в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Черветери. Некрополь Бандитачча. Интерьер гробницы-Домика
17. Черветери. Некрополь Бандитачча. 1 — тумулус. План: а — гробница-Хижина; б — гробница с подставками для дров; в — гробница Глиняных кувшинов; г — гробница Греческих ваз; д — гробница Лож и саркофагов; 2. Интерьер гробницы-хижины, VII в. до н.э. 3. Интерьер гробницы-Домика. 4. Фрагмент плана некрополя
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Некрополь Бандитачча. Фрагмент плана некрополя

В юго-восточной стороне некрополя обнаружено еще более древнее кладбище — некрополь Сорбо, шахтные могилы которого относятся к железному веку и позволяют связать этрусскую цивилизацию с культурой Вилланова. Именно здесь в 1836 г. была открыта самая ранняя гробница Реголини Галасси, которая датируется началом VII в. до н.э. Сначала она состояла из продолговатой камеры и дромоса (рис. 15) общей длиной около 20 м и из двух овальных камер по бокам коридора. Затем дромос был перекрыт и обращен в переднюю камеру, аналогичную главной. Гробница Реголини Галасси — единственная в южной Этрурии, в которой камеры перекрыты ложным сводом, характерным для северной Этрурии; этот памятник связывает северные гробницы, сложенные из блоков, с южными, вытесанными в туфовой скале, так как здесь видны оба приема.

К этому же типу гробниц относится гробница Нарисованных львов * (VI в.до н.э., находящаяся в Черветери, рис. 16). Архитектурные детали, выполненные довольно обобщенно, помогают представить реальные конструкции жилого дома — прообраза этой гробницы. Перекрытие главной камеры в ней как бы поддерживается балкой на двух столбах, делящих помещение на две части. Эти столбы образуются частями гладкой стены, оставшимися после пробивки трех больших проемов, и архитектурно не расчленены. Главная часть камеры имеет двускатное перекрытие, облегченное небольшими углублениями и как бы изображающими деревянную конструкцию. Вытесанный в туфе коньковый брус этого перекрытия пропущен через поперечную стену и заканчивается большим диском на потолке передней части камеры. Особый интерес представляет зонтичное перекрытие передней части. Общая его форма близка к слегка вспарушенному полуконусу; от трех стен к диску на потолке идут полосы, как бы распертые другими горизонтальными брусьями. Это покрытие, весьма распространенное в этрусских гробницах VI в. до н.э., несомненно воспроизводит деревянную конструкцию, вероятно, над апсидальным помещением жилого дома, которая в гробницах обычно, хотя и довольно неудачно, связана с прямоугольным планом. Изображенное в камне деревянное покрытие, по-видимому, состояло из радиальных ребер и горизонтальных брусьев, напоминая вспарушенный полуконус, приближающийся к плоскому полукуполу.

* Названия гробниц большей частью давались учеными, открывшими их, по предметам, находящимся в гробницах. Например, гробница Греческих ваз, Кресел и Щитов, Нарисованных львов, Карнизов, Капителей и т.д., а иногда и по случайным признакам, как например, гробница Дуба, названа так по дубу, выросшему над этой гробницей.

В VII—VI вв. до н.э. пространственная композиция погребальных камер тумулусов усложняется: появляется тип гробницы с трехчленным делением плана (рис. 17). В одной из них — гробнице Греческих ваз в Черветери (конец VI в. до н.э.) большая камера имитирует жилое помещение этрусского дома. Широкий дромос ведет в большую камеру (8,7 X 3,3 м) с двумя нишами по обеим сторонам и в три камеры меньших размеров. Двускатная кровля с коньковой балкой расположена по оси входа. Центральная и боковые камеры обставлены ложами, а три задние — скамьями. Около входа в большое помещение — два мужских ложа, по бокам — два женских саркофага с треугольными торцами.

Интересна гробница Хижина (середина VII в. до н.э.), расположенная в том же тумулусе, где и гробница Греческих ваз. Широкий дромос ведет в комнату трапециевидной формы, окруженную скамьями, я затем в другое помещение меньшего размера.

Эту гробницу назвали Хижиной (шалашом), так как ее свод имитирует соломенную крышу шалаша, напоминая примитивные дома — хижины древних италиков, отображенные ими в погребальных урнах.

Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Кресел и щитов, начало VI в. до н.э. Разрез, план Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Кресел и щитов, начало VI в. до н.э. Интерьер
18. Черветери. Гробница Кресел и щитов, начало VI в. до н.э. Разрез, план, интерьер

В так называемой гробнице Кресел и щитов (рис. 18) с трехчленным делением плана над главной камерой изображен плоский потолок с поперечными балками. Все три двери устроены одинаково, они немного сужаются кверху и обрамлены наличниками с прямыми выступами в верхних углах. Многократное повторение в VI в. до н. э. схемы гробниц с трехчленным делением плана говорит, по-видимому, о распространении этой схемы в архитектуре жилого дома не позднеё VI в. до н.э.

В районе Витербо с VI в. до н.э. наряду с подкурганными камерными гробницами строились так называемые кубические скальные гробницы. Этот тип гробницы чаще всего вырезался в скале лишь на 3/4 или на половину объема. Бесконечные ряды скальных гробниц громоздились по почти отвесным склонам глубоких оврагов. В фасаде каждой гробницы четко различаются собственно куб и венчающая часть, профилировка которой придает ей характер пьедестала; каждый памятник, по-видимому, был увенчан надгробным столбом или шаром, каких много сохранилось в некрополях. Одна или две двери (всегда ложные), обрамленные наличниками с загнутыми вниз выступами, расчленяли плоскость квадратного фасада надземной части; сама камера, обычно очень простая, находилась глубоко под кубом, и вход в нее был прорублен гораздо ниже. Целый город однотипных гробниц, но уже не вытесанных в туфовой скале, а сложенных из блоков, мы видим в некрополе Крочефиссо дель Туфо в Вольсиниях (V в. до н.э., рис. 19).

Архитектура Древнего Рима. Вольсинии. Некрополь Крочефиссо дель Туфо, V в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Норчиа. Скальная гробница, III в. до н.э.
19. Вольсинии. Некрополь Крочефиссо дель Туфо, V в. до н.э. 20. Норчиа. Скальная гробница, III в. до н.э.
Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Рельефов, III в. до н.э. Колонна, план Архитектура Древнего Рима. Черветери. Гробница Рельефов, III в. до н.э. Интерьер
21. Черветери. Гробница Рельефов, III в. до н.э. Колонна, план, интерьер

Более поздние скальные гробницы III—II вв. до н.э. были сооружены в отвесных скалах близ небольших городов — Норчиа, Блера, Сована. Снаружи у них был портик с двумя, четырьмя или шестью дорическими или коринфскими колоннам, иногда портики были расположены друг над другом, двери имели трапециевидную форму.

Возможно, эти гробницы имитировали лоджии богатых этрусских домов II в. до н.э. или фасады храмов (рис. 20).

В эллинистический период архитектура этрусских гробниц претерпела значительные изменения. Вместо индивидуальных тумулусных гробниц богатых семей стали преобладать громадные камеры без всякой архитектурной характеристики со стенами, испещренными сотнями маленьких ниш для урн с пеплом; иногда они запол-нены сплошными рядами погребальных лож. На этом фоне выделяется несколько индивидуально решенных и богато декорированных гробниц, в которых еще заметны некоторые этрусские традиции, хотя и прикрытые классической формой. Среди них преобладают однокамерные гробницы, из которых наиболее интересна гробница Рельефов.

Гробница Рельефов (или гробница Стуков) III в. до н.э. при общих размерах камеры 7X8 м имеет 13 больших ниш в стенах и 32 места для трупоположения на общей скамье (рис. 21). Два уширяющихся книзу столба и пилястры по стенам имеют капители с завитками, вырастающими из основания капители, подобно эолийской. Пилястры боковых стен украшены только изображениями щитов под капителями, а в полях под нишами лишь протянуты цветные полосы. Зато пилястры по бокам центральной ниши против входа и все поверхности несущих столбов усеяны изображенными в рельефе и ярко раскрашенными предметами обихода и оружием. Один только рельеф под центральной нишей выделяется своим мифологическим сюжетом.

От эллинистического периода до нас дошло также несколько многокамерных гробниц, по которым можно проследить дальнейшее развитие этрусского дома.

Архитектура Древнего Рима. Перузия. Гробница Волумниев. Тимпан интерьера Архитектура Древнего Рима. Перузия. Гробница Волумниев. Саркофаги
Архитектура Древнего Рима. Перузия. Гробница Волумниев. Разрез, план 22. Перузия. Гробница Волумниев. Тимпан интерьера, саркофаги, разрез, план

Гробница Волумниев в Перузии, открытая в 1840 г., датируется концом II в. до н.э. (рис. 22). На правом косяке двери имеется надпись, указывающая, что основателем гробницы был Волумний. Эта гробница (10,38X10,70 м) также трехчленного деления, но здесь главная камера вытянута в глубину. Поэтому боковые камеры, расположенные в глубине гробницы, выходят уже не в главную камеру (как в гробницах VI в. до н.э.), а в ее боковые крылья, сходные с крыльями италийского атриумного дома. В гробнице имеются помещения, соответствующие атрию и таблинуму, и восемь боковых комнат-ячеек. Атрий высотой 4,5 м с двускатным потолком имитировал помещение с деревянной крышей; в боковых стенах атрия имелись входы в ячейки, квадратные в плане, со скамейками вдоль стен, на которые ставились урны. Главное помещение — таблинум — кажется очень большим, в центре урна основателя гробницы Волумния в виде саркофага; на богато декорированном ложе покоилась полулежащая фигура. Направо — саркофаги сыновей и родственников, налево — урна дочери. В центре потолка, в квадратном кессоне — рельеф с Медузой Горгоной со следами полихромии.

Особо выделяются поздние гробницы (III—II вв. до н.э.), крытые цилиндрическим клинчатым сводом, найденные в районе северной Этрурии. В гробнице Вайано полуциркульный свод имеет диаметр 2 м. Наибольший пролет (4 м) обнаружен в одной гробнице в Перузии. Во всех этих гробницах стены и свод сложены из тщательно отесанных небольших каменных блоков с точной пригонкой квадров, правильной перевязкой швов в сводах, составляющих одно целое на всю глубину.

Многочисленные урны, найденные на территории Италии, были круглой или овальной формы и относятся к доэтрусскому периоду. Эти урны отображают жилища самых древних италиков и похожи на шалаши современных итальянских пастухов. Урны, открытые в этрусских гробницах (VI—II вв. до н.э.), дают возможность проследить эволюцию этрусского дома (рис. 23).

Архитектура Древнего Рима. Модель этрусской хижины (реконструкция) Архитектура Древнего Рима. Поджо Гаэла. Терракотовая урна в виде дома, V в. до н.э.
23. Модель этрусской хижины (реконструкция) 24. Поджо Гаэла. Терракотовая урна в виде дома, V в. до н.э.
Архитектура Древнего Рима. Клузий. Терракотовая урна в виде дома, V в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Перузия. Мраморная урна из гробницы Волумниев, II в. до н.э.
25. Клузий. Терракотовая урна в виде дома, V в. до н.э. 26. Перузия. Мраморная урна из гробницы Волумниев, II в. до н.э.
Архитектура Древнего Рима. Перузия. Саркофаг, из гробницы Волумниев, II в. до н.э. 27. Перузия. Саркофаг, из гробницы Волумниев, II в. до н.э.

Урна из Поджо Гаэла близ Клузия, датируемая началом V в. до н.э. (рис. 24), имитирует простейший дом этрусков. Эта модель дома с четырехскатной крышей, имеющей сильно выраженный уклон и огромный вынос, а в средней части — отверстие для освещения и выпуска дыма. На каждом фасаде показано по одной двери. Другая урна из Клузия (V в. до н.э.) изображает дом под двускатной крышей с фронтоном; на крыше основание для акротерия, а под фронтоном — выступающий вперед карниз. Дверь украшена рельефом, изображающим охоту и свадебное шествие. На урне, хранящейся во Флорентийском музее (II в. до н.э.), по второму этажу идет галерея на колонках, на которых покоится крыша, четыре двери заменены окнами. На торцовом фасаде урны показан вход, перекрытый клинчатой аркой (рис. 25). В отделку введены пилястры двух масштабов. В этой урне, по-видимому, совмещены элементы декорации жилого дома и общественного здания, может быть, храма.

Интересны урны из гробницы Волумниев в Перузии, датируемые II в. до н. э. Здесь обнаружено 6 урн: 5 — из травертина и 1 — из мрамора. Они поражают тонкой работой и яркой раскраской. Мраморная урна напоминает дом (или храм) под двускатной кровлей с фронтоном, с двойной дверью, объединенной порталом, и коринфскими пилястрами по углам. Фронтон с акротериями и боковые стены украшены рельефом (рис. 26).

По-видимому, простейший этрусский дом состоял из центрального помещения, атрия, где был очаг, и против входа у стены находилось ложе. В середине крыши имелось отверстие для света — комплювий, через которое вода попадала в бассейн — имплювий, расположенный под ним. Иногда атрий освещался через отверстие во фронтоне, которое по мере надобности запиралось. Постепенно план дома начал усложняться, к атрию с обеих сторон начали пристраивать комнаты, и главной частью жилища становится таблинум — приемный зал хозяина, где помещались ложе и алтарь предков; отсюда двери вели в коридор — остий, в котором по обе стороны были расположены комнаты для женщин, детей, слуг. Таким образом, урны и гробницы показывают переход от простейший домов к сложным.

Большую художественную ценность представляют саркофаги, находящиеся в этрусских гробницах (рис. 27). Они имели вид архитектурно обработанного гроба, на крышке которого размещалась скульптурная группа (супружеская чета или глава рода), воспроизводившая облик покойных. Саркофаги делались из терракоты или из мягкого камня и ярко раскрашивались. В архитектуре саркофагов встречается классический мотив триглифного фриза, часто свободно переработанный. Во фризе саркофага из Клузия примерно квадратные метопы заполнены розетками или щитами (мотив, напоминающий арку Августа в Перузии и дом Саллюстия в Помпеях). Здесь все триглифы заменены пилястрами с трехгранными прорезами вместо каннелюр и с растительными капителями. Профиль базы со средней суженной частью напоминает базу из гробницы Пилястр в Черветери. В мраморном саркофаге из сводчатой гробницы в Вайано переработка дорического мотива пошла еще дальше: триглифы не связаны тягами; два триглифа и розетка распределены на главном поле; углы остаются свободными.


Глава «Погребальные сооружения» подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Комментарии

Интересно

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)