Этрусские храмы

Древнейшие этрусские храмы, строившиеся из сырцового кирпича (стены) и дерева (колонны портиков и перекрытия), естественно, не дошли до нашего времени, и мы можем судить о них лишь по сохранившимся фундаментам и подиям (постаментам), сложенным насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам, прежде всего по описанию Витрувия.

Уже в начале первого периода (VII в. до н.э.) наряду с открытыми святилищами у этрусков появились и простейшие храмы, напоминавшие греческие простили с двухколонными портиками перед единственным неглубоким помещением — целлой (модель из Сатрикума, найденная в Конке и относящаяся к VII в. до н.э., рис. 28).

Архитектура Древнего Рима. Конка (Сатрикум). Модель храма, VII в. до н.э. 28. Конка (Сатрикум). Модель храма, VII в. до н.э.

В конце VII — начале VI в. до н.э. сложились и основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов с более развитыми многоколонными портиками, сохранившие ведущую роль в культовом зодчестве. В настоящее время в науке господствует (но отнюдь не может считаться окончательно доказанным) мнение, что развитие шло от более простого одноцеллового к более сложному трехцелловому типу. Во всяком случае оба типа бытовали одновременно в разных местах Этрурии и притом не только в архаическую, но и в последовавшую за ней эпоху.

В одноцелловом храме, развивавшемся из простейших алтарей открытых святилищ, помимо глубокого переднего портика по сторонам целлы также нередко устраивались открытые крылья, а быть может, и колонные портики, более узкие, чем передний, подобные, например, высеченным в гробнице Ильдебранда в Соване.

В трехцелловом храме боковые целлы, возможно, иногда совсем не имели перед ней стены и оставались открытыми в сторону входа. Возникновение этого типа храмов связано с характерным для этрусского культа выделением важнейших триад небесных и подземных богов. Боковые портики по сторонам целлы, видимо, отсутствовали, тогда как передний портик, включавший два ряда колонн (по четыре в каждом), получал максимальное развитие. Для реконструкции такого храма источниками служат не только многочисленные, хотя и скудные археологические находки, особенно храм «Портоначчо» в Вейях или древнейшие остатки храма Юпитера Капитолийского в Риме, но прежде всего описание Витрувия (рис. 29, 30).

Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция
29. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция: 1 — ранняя фаза: модель, план, фасад; 2 — поздняя фаза: фасад, план 30. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Деталь ордера
Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Юпитера Капитолийского. Деталь ордера

По форме плана эти «тусские», или «тусканские», храмы приближались к квадрату. Это увеличивало значение главного, торцового фасада, ярко выявленное уже и в том, что только с его стороны имелась широкая лестница, торжественно поднимавшаяся на высокий подий.

Деревянные, широко расставленные колонны, по высоте равные лишь трети ширины фасада, располагались строго по осям стен, образуя посредине более широкий интерколумний, чем остальные. Передний ряд колонн перекрывался двумя параллельными деревянными балками, на которые были уложены такие же балки, несшие перекрытие портика. Крутая двускатная кровля храма с большими свесами по сторонам, защищавшими сырцовые глиняные стены, крылась черепицей. Свесы кровли, образующие карниз как и терракотовые облицовки, покрывавшие все деревянные конструкции над колоннами, были расписаны. Антефиксы находились не только по краям кровли, но и как бы на торцах балок, расположенных по низу заглубленного поля фронтона. (см. далее, рис. 33).

К концу VI в. до н.э. роспись стала наноситься на терракотовые части до обжига и потому стала прочнее и ярче. К этому же времени относится появление сложных акротерие в по углам фронтона, напоминающих по форме раковины (рис. 31). Вероятно, уже к концу VI в. до н.э. во фронтонах появились скульптурные группы — сперва объемные, а затем — выполненные в высоком рельефе.

Архитектура Древнего Рима. Терракотовые детали этрусских храмов: Вейи. Антефикс с маской Медузы Горгоны Архитектура Древнего Рима. Терракотовые детали этрусских храмов: Рим. Антефиксы храма Юпитера Капитолийского
31. Терракотовые детали этрусских храмов: 1 — Вейи. Антефикс с маской Медузы Горгоны; 2 — Рим. Антефиксы храма Юпитера Капитолийского

В целом фасад этрусского храма с его широкой лестницей относительно невысокими колоннами и перегруженными терракотой верхними частями имел приземистый, тяжелый облик. Отсутствие уравновешенности между несущими и несомыми частями в целом и грубые детали декора и колонн наталкивают на сопоставление этрусских храмов не с современными им храмами Великой Греции (хотя украшенными терракотовой облицовкой, но выполненными из камня), а с более древними (VII — начало VI в. до н.э.) дерево-сырцовыми храмами греческой метрополии, предшествовавшими там переходу к строительству из камня и сложению четкой системы архитектурных ордеров.

Так же близки по формам к прототипам греческих архитектурных ордеров и основные типы этрусских колонн, развивавшиеся вместе с храмами. Однако вряд ли можно применять к этим колоннам термин «архитектурные ордера», поскольку расположенные над ними части не имели четких тектонических членений. Основной тип этих колонн, который можно рассматривать как прообраз «тосканского ордера» Витрувия, характеризуется гладким, резко сужавшимся кверху стволом на грубой круглой базе (плинте), завершавшимся распластанным эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны.

Другой, более сложный тип этрусской колонны — с граненым стволом на круглом плинте и волютами, как бы выраставшими из астрагала, завершавшего вверху ствол. Капители имеют несомненное сходство с архаическими эолийскими капителями восточной Греции и с близкими им по форме «протоионическими» капителями из Сирии и с острова Кипра. Впоследствии этот тип колонны был вытеснен на италийской почве ордерами ионического, коринфского и композитного типа (рис. 32).

Архитектура Древнего Рима. Черветери. Интерьер гробницы Капителей VI в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Неми. Вотивные фигурки с фронтона храма
32. Черветери. Интерьер гробницы Капителей VI в. до н.э. 33. Неми. Вотивные фигурки с фронтона храма

В последовавшем, втором, периоде этрусской архитектуры существенных нововведений в храмовом зодчестве и ордерах не наблюдается. Меняется в сторону все большего богатства и усложнения лишь терракотовый декор храмов, достигающий своего апогея в V в. до н.э. Облицовка расписывается теперь по рельефным рисункам, и в некоторых случаях имеются сквозные прорезы. Фронтоны украшаются терракотовой скульптурой, сперва круглой, а затем, по-видимому, рельефной (рис. 33). Декор терракотовых облицовок значительно усложняется, хотя и носит преимущественно орнаментальный характер без включения встречавшихся ранее изображений человеческих фигур, зато скульптурные изображения появляются все чаще в антефиксах и особенно в акротериях.

По-видимому, в этот период у этрусков сложилась своя художественная школа. Известен один этрусский мастер по имени Вулка, относящийся к этой школе. Скульптура Вулки, украшавшая многие этрусские храмы, отличалась точностью, пластичностью линий и изящными формами (рис. 34). В живописи отразился интерес художников к тонкой передаче движений, к мягким изогнутым контурам и вкус к сочному колориту. Уже в VII в. до н.э. в этрусских гробницах появляется фресковая живопись, сделанная с большим мастерством. Она хорошо гармонировала с архитектурой гробниц. Бытовые и культовые сцены переданы живо и выразительно, а краски превосходно сохранились до наших дней (рис. 35).

Архитектура Древнего Рима. Тарквинии. Терракотовые кони с фронтона храма Арадель Регина

34. Тарквинии. Терракотовые кони с фронтона храма Арадель Регина

35. Тарквинии. Роспись интерьера гробницы Авгуров, VI в. до н.э. Женский портрет из гробницы дель Орсо

Архитектура Древнего Рима. Тарквинии. Роспись интерьера гробницы Авгуров, VI в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Тарквинии. Женский портрет из гробницы дель Орсо

***

Сопоставляя этрусское зодчество с римским, необходимо признать, что хотя этруски в широком историческом масштабе и не оставили выдающихся по своим художественным качествам сооружений (такие качества бесспорно принадлежат лишь их фресковой живописи), все же они определили многие важные черты раннеиталийской и позднейшей римской архитектуры — черты, которые получили дальнейшее развитие на протяжении последовавших столетий и блистательно раскрылись во времена поздней Римской республики и ранней империи. От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища (атриумный дом со всеми его основными элементами), культовые сооружения (храмы на высоких подиях с торжественными лестницами) и надгробия.

К этрускам восходят и такие важнейшие особенности римской архитектуры, как тенденции к четкой геометричности и симметрии плана (будь то отдельное сооружение, храмовый комплекс или ансамбль общественного центра — форум) и четкое выделение главной глубинной оси, завершение которой грандиозными абсидами (в храмах или термах более позднего времени) также могло быть подсказано ложными полусводами, замыкавшими пространство многих этрусских гробниц.

Даже общая функциональная направленность римской архитектуры, ее размах и трезвый практицизм находят свои истоки в строительной деятельности этрусков. В этой связи достаточно напомнить об этрусских инженерных сооружениях, нашедших прямое продолжение в великолепных дорогах, мостах и акведуках римлян, в их фортификационных постройках, послуживших форпостами римской экспансии на Апеннинском полуострове, в регулярной планировке военных поселений, а затем и в новых городах, закладывавшихся римлянами в завоеванных ими провинциях.


Глава «Храмы» подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)