Этрусская архитектура

Культура древней Италии развивалась на территории, расположенной к югу от Альпийских гор и включавшей Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря. Выгодное географическое положение, мягкий климат, плодородные земли, богатые полезными ископаемыми, привлекали в Италию различные народы с Севера, Юга и Востока. Здесь происходило смешение разных культур — греческой и малоазийской, что способствовало развитию на Апеннинском полуострове ранней и могучей цивилизации.

Карта. Древняя Италия
Карта 5. Древняя Италия
Карта. Центральная часть Италии и Этрурии
Карта 6. Центральная часть Италии и Этрурии

Древнейшие памятники материальной культуры на территории Италии относятся к эпохе палеолита. Это жилище древнего человека — пещеры с наскальными изображениями охоты и животных; от энеолита (2-я половина III — 1-я половина II тысячелетия до н.э.) осталась окрашенная керамика с геометрическим орнаментом. В конце бронзового века (2-я половина II тысячелетия до н.э.) появились свайные поселения — террамары, состоящие из небольших хижин, круглых или прямоугольных в плане, построенных на искусственной земляной насыпи и на деревянных сваях. От этого периода сохранились урны, статуэтки и высеченные на скалах рисунки животных и человека.

Под Болоньей, в местечке Вилланова, были обнаружены памятники древней культуры, датируемые VII — началом VIII в. до н.э., получившие название культуры Вилланова. В этот период строились круглые или овальные жилища со столбом в центре, который поддерживал деревянную крышу. Остатки их найдены археологами. От культуры Вилланова сохранились также терракотовые урны, воспроизводившие форму жилищ; фрески, миниатюрная скульптура, бронзовые украшения и керамика (рис. 1).

К VIII в. до н.э. из многочисленных племен Италии (умбры, латины, самниты), на северо-западе выделились этруски.

Вопрос о происхождении этрусков давно привлекает внимание историков, археологов и лингвистов. Есть предположение, что этруски (туски, тирренцы, расены) произошли от древнего индоевропейского народа, либо населявшего Италию, либо пришедшего сюда с севера. По другой версии, сложившейся еще во времена Геродота, этруски пришли с Востока. Это подтверждается анализом памятников архитектуры и других видов искусства, так как имеются многочисленные восточные элементы в раннем периоде их развития и сильное греческое влияние в более позднем. Но хотя вопрос о происхождении этрусков пока еще не решен, ясно, что этрусская цивилизация родилась на территории Италии и тесно связана, с ее историей и культурой.

Древняя Этрурия простиралась вдоль берегов Тирренского моря, между реками Тибр и Арно, и занимала территорию немного больше современной Тосканы.

С VIII в. до н.э. Этрурия становится одним из важных центров культурного развития на Средиземноморье. Этруски соперничают с греками и финикийцами как в области мореплавания и торговли, так и ремесел — этрусские товары шли не только в города Средиземноморского бассейна, но и в отдаленные районы Северной Европы и Скандинавии. В это время появилась этрусская письменность (пока еще не расшифрованная). VII—VI вв. до н.э. — период наибольшего расцвета Этрурии. По-видимому, в этот период у этрусков совершался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и возникновение этрусской федерации, состоящей из союза 12 самостоятельных городов. Эти города, близкие по общественной организации к греческим полисам архаической эпохи, были связаны между собой религиозными, экономическими и политическими отношениями, однако каждый город сохранял свою автономию.

Архитектура Древнего Рима. Ветулония. Терракотовая урна, VIII в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Вейи. Терракотовая урна, VI в. до н.э. из гробницы Гротта Кампана
1. Ветулония. Терракотовая урна, VIII в. до н.э. 2. Вейи. Терракотовая урна, VI в. до н.э. из гробницы Гротта Кампана

Памятники Лация и Этрурии свидетельствуют, что наряду со свободным классом были зависимые земледельцы и рабы, общинные организации и кооперация труда, необходимые для больших строительных и земляных работ; власть принадлежала царю и правящему классу.

Особенно развивались города вдоль побережья и на торговых путях: Цере, Тарквинии, Вольци, Ветулония, Популония, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия, Кортона, Арреций, Фезула, Волатерре и др.*

* Названия многих этрусских городов теперь изменились: Цере — Черветери, Вольсинии — Орвьето, Волатерр — Вольтерра, Клузий — Кьюзи, Перузия — Перуджа, Фельсина — Бонония (совр. Болонья). В тексте встречаются как древние, так и современные названия городов.

В период своего могущества этруски контролировали большую часть средней и северной Италии и подчинили себе Корсику. Этрусская экспансия, продолжалась недолго: уже в V в. до н.э. начался политический и экономический упадок Этрурии, вызванный усилением Греции, Рима и внутренними противоречиями между этрусскими городами, а во II в. до н.э. Этрурия становится частью Римской республики, превратившейся в могучую державу на Апеннинском полуострове.

Наши сведения об этрусках весьма скудны и основаны на археологических данных и трудах римских историков, которые изучали памятники Этрурии по руинам.

Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человеческом образе. Во главе богов стояла верховная триада (она соответствовала греко-римской) — Тиния (Юпитер), Уни (Юнона) и Менрва (Минерва). Большое место занимал культ мертвых. В VII—V вв. до н.э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н.э. — трупосожжение. Они верили в загробную жизнь и с умершим клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им форму и вид жилища; эти гробницы донесли до нас историю этрусков, дали представление об их искусстве и архитектуре.

В истории этрусского искусства различают три периода: первый — VII — начало IV в. до н.э.; второй — V — IV вв. до н.э. и третий — середина IV — I в. до н.э.

Первый, часто называемый архаическим, в свою очередь может быть разделен на несколько периодов, так как охватывает развитие художественной культуры этрусков от зарождения до поры ее наивысшего расцвета, совпадающего с расцветом могущественных этрусских городов. В эпоху архаики этруски несомненно испытывали сильные влияния народов Восточного Средиземноморья и особенно Греции. Но эти влияния творчески перерабатывались, они послужили основой развития самобытного искусства. Великолепные, яркие по колориту фрески в этрусских гробницах VI в. до н.э., раскрашенная терракотовая, а затем бронзовая скульптура характерны для искусства архаики. Об архитектуре этого периода мы можем судить по урнам, гробницам и храмам, повторяющим формы ранних жилищ (рис. 2). Для этого периода характерен высокий уровень строительной техники, проявившийся в инженерных, оборонительных и общественных сооружениях, возводившихся из камня.

Второй период (конец V — середина IV в. до н. э.) отмечен постепенным упадком могущества этрусков. Новые общественно-исторические условия не благоприятствовали дальнейшему свободному развитию этрусской культуры, а способствовали приверженности к традиционным формам архитектуры. Если в других видах искусства заметно влияние греческого искусства «строгого стиля», то в архитектуре отсутствуют какие-либо новшества, не считая орнамента терракотовых облицовок и росписей в интерьерах гробниц.

Лишь в последующий период (середина IV—I в. до н.э.) отмечается взаимодействие новых эллинских и эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного строительства и более широком введении греческих ордерных форм, использовавшихся, однако, лишь как декор.


Главы подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер