Этрусская архитектура
Культура древней Италии развивалась на территории, расположенной к югу от Альпийских гор и включавшей Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря. Выгодное географическое положение, мягкий климат, плодородные земли, богатые полезными ископаемыми, привлекали в Италию различные народы с Севера, Юга и Востока. Здесь происходило смешение разных культур — греческой и малоазийской, что способствовало развитию на Апеннинском полуострове ранней и могучей цивилизации.
Карта 5. Древняя Италия |
Карта 6. Центральная часть Италии и Этрурии |
Древнейшие памятники материальной культуры на территории Италии относятся к эпохе палеолита. Это жилище древнего человека — пещеры с наскальными изображениями охоты и животных; от энеолита (2-я половина III — 1-я половина II тысячелетия до н.э.) осталась окрашенная керамика с геометрическим орнаментом. В конце бронзового века (2-я половина II тысячелетия до н.э.) появились свайные поселения — террамары, состоящие из небольших хижин, круглых или прямоугольных в плане, построенных на искусственной земляной насыпи и на деревянных сваях. От этого периода сохранились урны, статуэтки и высеченные на скалах рисунки животных и человека.
Под Болоньей, в местечке Вилланова, были обнаружены памятники древней культуры, датируемые VII — началом VIII в. до н.э., получившие название культуры Вилланова. В этот период строились круглые или овальные жилища со столбом в центре, который поддерживал деревянную крышу. Остатки их найдены археологами. От культуры Вилланова сохранились также терракотовые урны, воспроизводившие форму жилищ; фрески, миниатюрная скульптура, бронзовые украшения и керамика (рис. 1).
К VIII в. до н.э. из многочисленных племен Италии (умбры, латины, самниты), на северо-западе выделились этруски.
Вопрос о происхождении этрусков давно привлекает внимание историков, археологов и лингвистов. Есть предположение, что этруски (туски, тирренцы, расены) произошли от древнего индоевропейского народа, либо населявшего Италию, либо пришедшего сюда с севера. По другой версии, сложившейся еще во времена Геродота, этруски пришли с Востока. Это подтверждается анализом памятников архитектуры и других видов искусства, так как имеются многочисленные восточные элементы в раннем периоде их развития и сильное греческое влияние в более позднем. Но хотя вопрос о происхождении этрусков пока еще не решен, ясно, что этрусская цивилизация родилась на территории Италии и тесно связана, с ее историей и культурой.
Древняя Этрурия простиралась вдоль берегов Тирренского моря, между реками Тибр и Арно, и занимала территорию немного больше современной Тосканы.
С VIII в. до н.э. Этрурия становится одним из важных центров культурного развития на Средиземноморье. Этруски соперничают с греками и финикийцами как в области мореплавания и торговли, так и ремесел — этрусские товары шли не только в города Средиземноморского бассейна, но и в отдаленные районы Северной Европы и Скандинавии. В это время появилась этрусская письменность (пока еще не расшифрованная). VII—VI вв. до н.э. — период наибольшего расцвета Этрурии. По-видимому, в этот период у этрусков совершался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и возникновение этрусской федерации, состоящей из союза 12 самостоятельных городов. Эти города, близкие по общественной организации к греческим полисам архаической эпохи, были связаны между собой религиозными, экономическими и политическими отношениями, однако каждый город сохранял свою автономию.
1. Ветулония. Терракотовая урна, VIII в. до н.э. | 2. Вейи. Терракотовая урна, VI в. до н.э. из гробницы Гротта Кампана |
Памятники Лация и Этрурии свидетельствуют, что наряду со свободным классом были зависимые земледельцы и рабы, общинные организации и кооперация труда, необходимые для больших строительных и земляных работ; власть принадлежала царю и правящему классу.
Особенно развивались города вдоль побережья и на торговых путях: Цере, Тарквинии, Вольци, Ветулония, Популония, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия, Кортона, Арреций, Фезула, Волатерре и др.*
* Названия многих этрусских городов теперь изменились: Цере — Черветери, Вольсинии — Орвьето, Волатерр — Вольтерра, Клузий — Кьюзи, Перузия — Перуджа, Фельсина — Бонония (совр. Болонья). В тексте встречаются как древние, так и современные названия городов.
В период своего могущества этруски контролировали большую часть средней и северной Италии и подчинили себе Корсику. Этрусская экспансия, продолжалась недолго: уже в V в. до н.э. начался политический и экономический упадок Этрурии, вызванный усилением Греции, Рима и внутренними противоречиями между этрусскими городами, а во II в. до н.э. Этрурия становится частью Римской республики, превратившейся в могучую державу на Апеннинском полуострове.
Наши сведения об этрусках весьма скудны и основаны на археологических данных и трудах римских историков, которые изучали памятники Этрурии по руинам.
Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человеческом образе. Во главе богов стояла верховная триада (она соответствовала греко-римской) — Тиния (Юпитер), Уни (Юнона) и Менрва (Минерва). Большое место занимал культ мертвых. В VII—V вв. до н.э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н.э. — трупосожжение. Они верили в загробную жизнь и с умершим клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им форму и вид жилища; эти гробницы донесли до нас историю этрусков, дали представление об их искусстве и архитектуре.
В истории этрусского искусства различают три периода: первый — VII — начало IV в. до н.э.; второй — V — IV вв. до н.э. и третий — середина IV — I в. до н.э.
Первый, часто называемый архаическим, в свою очередь может быть разделен на несколько периодов, так как охватывает развитие художественной культуры этрусков от зарождения до поры ее наивысшего расцвета, совпадающего с расцветом могущественных этрусских городов. В эпоху архаики этруски несомненно испытывали сильные влияния народов Восточного Средиземноморья и особенно Греции. Но эти влияния творчески перерабатывались, они послужили основой развития самобытного искусства. Великолепные, яркие по колориту фрески в этрусских гробницах VI в. до н.э., раскрашенная терракотовая, а затем бронзовая скульптура характерны для искусства архаики. Об архитектуре этого периода мы можем судить по урнам, гробницам и храмам, повторяющим формы ранних жилищ (рис. 2). Для этого периода характерен высокий уровень строительной техники, проявившийся в инженерных, оборонительных и общественных сооружениях, возводившихся из камня.
Второй период (конец V — середина IV в. до н. э.) отмечен постепенным упадком могущества этрусков. Новые общественно-исторические условия не благоприятствовали дальнейшему свободному развитию этрусской культуры, а способствовали приверженности к традиционным формам архитектуры. Если в других видах искусства заметно влияние греческого искусства «строгого стиля», то в архитектуре отсутствуют какие-либо новшества, не считая орнамента терракотовых облицовок и росписей в интерьерах гробниц.
Лишь в последующий период (середина IV—I в. до н.э.) отмечается взаимодействие новых эллинских и эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного строительства и более широком введении греческих ордерных форм, использовавшихся, однако, лишь как декор.
Главы подраздела «Этрусская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер (Москва, Стройиздат, 1973)
Добавить комментарий