Римские архитектурные ордера эпохи Республики

Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие, Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, поэтому преобладание того или иного ордера не всегда является результатом его эволюции в предшествующий период.

Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто он характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер как обладающий деревянным антаблементом, хотя уже при республике появились храмы с каменным антаблементом.

Архитектура Древнего Рима. Римские ордера с приведенной высотой колонны (по Рончевскому)
80. Римские ордера с приведенной высотой колонны (по Рончевскому): 1 — храм в Коре; 2 — театр Марцелла, нижний этаж; 3 — фрагменты из Альбано; 4 — Колизей, нижний этаж; 5 — храм Фортуны Вирилис; 6 — театр Марцелла, второй этаж; 7 — храм Сибиллы в Тибуре; 8 — храм Минервы в Ассизи; 9 — портик Пантеона; 10 — храм Антонина и Фаустины на Римском форуме; 11 — арка Тита; 12 — арка Септимия Севера

Дорический ордер (рис. 80) в период республики был близок то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннах он чаще имел в это время очень легкие пропорции (храм в Коре). Когда он употреблялся как полуколонна в ордерной аркаде, его пропорции бывали довольно тяжелы (в дорических полуколоннах портика Табулария диаметр укладывается всего 7 раз, тогда как в храме Геркулеса в Коре — 10 раз). База слабо выражена или отсутствует. Часто встречаются варианты, промежуточные между тосканским и дорическим ордером.

Ионический ордер применялся в двух основных вариантах. Его капитель либо имеет две стороны с волютами и две — с балюстрами, либо все четыре стороны ее одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали. Первый тип более близок к греческой капители и получил перевес лишь к концу республики (храм Фортуны Вирилис в Риме). Второй преобладал во времена республики и является родоначальником композитного ордера.

Коринфский ордер уже во II в. до н.э. стал излюбленным ордером римской архитектуры, между тем как на Востоке в это время он еще мало употреблялся. Коринфский ордер в эпоху республики использовался преимущественно в итало-коринфском варианте, лучшим образцом которого является ордер храма Сибиллы в Тибуре. Его база сходна с аттической, но она опиралась на квадратную плиту и не имела полочки под верхним валом, скоция сведена к двум почти прямым линиям, пересекающимся под углом. Для предохранения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опирается на блоки подия лишь своей сердцевиной, отвечающей диаметру колонны, оставляя по краю круговой зазор. Каннелюры с промежуточными дорожками внизу близко подходят к базе, а наверху оставляют гладкую шейку (подобно аналогичным колоннам в Пренесте, в Помпейской базилике и некоторых домах Помпей).

Капитель характеризуется мясистостью аканта, взаимоотношением рядов его листьев и построением волют и завитков. Ряды акантовых листьев почти равны по высоте и производят впечатление двойного венца. Акант, в отличие от греческого, более сочен, его листья сильно загнуты, он передан реалистически, лишь с незначительной стилизацией натуры. Волюты велики и массивны, их спирали, закручиваясь к центру, сильно выступают из вертикальной плоскости. Между срезанным углом абаки и сильно развернутыми волютами помещался листок аканта. В отличие от классической коринфской капители и волюты, и центральные, совершенно гладкие и круглые в сечении завитки, так же самостоятельно растут от шейки капители, как и прикрывающие их листья аканта и все жилки в этих листьях. Громадный шестилепестковый цветок прикрывает середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки, так что высота цветка составляет почти половину высоты всей капители.

Итало-коринфская капитель создана и разработана в мягком туфе. Она достигла своего наивысшего совершенства в образцах из травертина (храмы в Пренесте и Тибуре). По своим вырастающим из шейки волютам она близка к капителям Великой Греции и Сицилии, где эолическая в схеме капитель часто окружена лиственным венцом. Во всех этих капителях геометрический характер волют подчеркнут сугубо реалистической трактовкой аканта. Итало-коринфская капитель была широко распространена по всей Италии, господствовала до середины I в. до н.э. и исчезла с переходом к мрамору. В ней нет совершенства, которое было позднее достигнуто римскими мастерами в мраморных капителях, более близких к греческим.

Композиция антаблемента в большей степени, чем капитель, несет на себе отпечаток эллинистического влияния. Оно сказывается в простоте и конструктивной четкости построения, при котором выносная плита сильно выступает над полем фриза; поддерживающая часть сводится к небольшой полке и выкружке, так что конструктивный и логический смысл выносной плиты понятен с первого взгляда. Венчающий гусек очень силен: его вогнутая часть гораздо более значительна, чем выпуклая нижняя. Карниз и архитрав — гладкие, без порезки. Простота и четкость основных элементов хорошо контрастируют с богатым и сочным скульптурным фризом и с великолепными, нарядными и сильными капителями.

Профилировка карниза исходит в основном из геометрических построений, но очертания обломов свободно и непринужденно прорисованы от руки. Небольшие отступления от правильной геометрической формы в гуське и каблучке, плавное закругление нижней поверхности поддерживающей полки, изгиб подсечки слезника и весь сдержанный и энергичный рисунок карниза в целом придают антаблементу большое своеобразие. Небольшие отклонения в обломах от отвеса вертикальных поверхностей создают нюансы полутонов и обогащают живописную игру светотени.

К концу республики появился и другой тип ордера, из которого позднее образовался классический римско-коринфский ордер (храм Весты на Бычьем рынке, храм Кастора и Поллукса в Коре и др.).

И в ионическом, и в итало-коринфском ордере капитель подчеркнута гладкой шейкой, под которой каннелюры завершаются горизонтально. Это особенно характерно для туфовых колонн, применявшихся со II до середины I вв. до н.э. Наоборот, в более близких к классической Греции образцах, получивших преобладание во 2-й половине I в. до н.э., каннелюры завершались полукругом под самым астрагалом (храм Весты на Бычьем рынке), как в ордерах императорского времени.

Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального, конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Венчающая карниз сима перестала играть роль желоба. Фриз часто вытесывался из одних блоков с архитравом.

Полуколонна и пилястра, в восточном эллинизме встречавшиеся изредка, при республике сделались обычным средством расчленения стены; чаще всего они или отвечают колоннам (в перистилях), или продолжают колоннады портика (в псевдопериптере). Иногда полуколонны и пилястры применяются и независимо от портика и становятся самостоятельным декоративным средством.

К концу I в. до н.э. римская архитектура освоила наследие зодчества классической Греции и эллинистической архитектуры, создав свои варианты ордеров и новые композиционные приемы и формы: ордерную аркаду и аркаду, опирающуюся на колонны.


Глава «Ордер» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: С.А. Кауфман (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер