Строительные приёмы сирийской, армянской и славянской архитектурных школ
Школы Сирии и Армении характеризуются тем, что пользуются почти исключительно камнем. Различие в материалах должно было повлечь за собой и существенные различия в методах.
С глубокой древности сирийцы возводили на своей скалистой почве постройки из тесаных камней на растворе. Этот строительный метод, честь создания которого принадлежит, быть может, им самим, только и применялся в сирийской архитектуре христианской эпохи. В Армении, где известняк встречается редко, вплоть до середины средневековья продержалась каменная кладка без раствора.
Что касается сводов, то византийский метод кладки определенно подсказывался кирпичом, как строительным материалом. Ведь только при употреблении кирпича можно было воздвигать цилиндрические и крестовые своды без кружал, выкладывая их последовательными вертикальными рядами. Кирпич, которым приходилось довольствоваться в Константинополе из-за недостатка камня, до такой степени стал преобладающим материалом византийского зодчества, что византийцы, применяя свою систему, прибегали к кирпичу даже в странах, наиболее богатых камнем, как, например, Мира в Ликии. Но такое применение кирпича, не считающееся с местными материалами, не могло стать правилом: в Сирии и Армении нельзя было обойти камень. И так как кладка сводов из крупных камней не может держаться, хотя бы временно, одним лишь сцеплением, то употребление кружал для сводов стало почти неизбежным. Но и в этом случае старались, по крайней мере, сокращать затраты.
Сирийские своды
Плиты на аркадах. — Уже когда речь шла о римских сооружениях на Востоке, мы отметили то искусство, с каким архитекторы Сирии достигли сведения целой системы кружал к одной единственной ферме, к одной деревянной арке, на которой они воздвигали последовательно целый ряд параллельных арок. Эти арки (рис. 13, В) несут на себе тимпаны, а на тимпаны положены плиты; Такая система продержалась на протяжении всей эпохи Византийской империи, с тем единственным изменением, что античные плиты были заменены земляной засыпкой по настилу из балок. Так строят даже и в наше время в Дамаске, Иерусалиме и Бейруте.
Рис. 13 |
Своды на аркадах. — Заменим земляную засыпку или перекрытие из плит сводиками, и мы получим тип свода с поперечными сводиками (рис, 13, Н), существование которого Дьёлафуа отметил в сассанидском Иране. Он применялся часто и в Сирии с начала нашей эры. Пример, приведенный на рис. 13, Н, взят из Иерусалима (подвальные конструкции храма). Этот прием позволял перекрывать сводами длинные галереи и оставлять при этом отверстия для света, избегая трудностей сооружения крестового свода.
Примечание: Харам-эк-Шериф — «Золотые ворота», VI в. (нартекс недошедшей до вас церкви св. Марии). Указанные поперечные своды на арках или, лучше сказать, между арками получили значительное распространение. Мы встречаем их как в юго-западной Франции в романскую эпоху, так и в Софии Киевской. См. Моргилевский, Киевская София (Киев та его околиця, Киев 1926).
Сомкнутый свод и купол на квадратном плане. — Комбинация небольших сводов, чрезвычайно удобная для длинных галерей, плохо подходила для квадратного плана. В этом случае простейшим решением был бы свод на парусах, но сирийские строители долго колебались применять его. В одном сирийском памятнике IV в., в претории Мусмийэ, мы встречаемся с попыткой возвести сомкнутый свод из клинчатого бутового камня (рис. 14, В). Парус исчезал, но появлялась потребность в кружале. Это являлось серьезным осложнением в стране, испытывавшей нужду в лесе.
Рис. 14 |
Примечание: Возможно, что претория Мусмийэ, не представляющая собою культового христианского здания, относится еще ко II в. н. э. См. Corroyer, L'architecture romane, Paris 1900.
Поэтому решение, примененное в Мусмийэ, не получило распространения. Стали прибегать к куполу, преимущество которого заключается в том, что он не требует никакой вспомогательной опоры. Чтобы облегчить процесс кладки без кружал, стали повышать уже и без того повышенный профиль, применявшийся иранцами (Эзра и др.).
Примечание: Эзра — центрический храм в Сирии, 515 г. Кондаков установил позднейшее происхождение его купола. См. Кондаков, Путешествие по Сирии и Палестине, СПБ. 1904. См. также Wullff, упом. соч.
Оставалось только сочетать купол с прямоугольным периметром стен. Обыкновенно сирийские строители IV и V вв. довольствовались тем, что укладывали в каждом углу потолочную плиту, покрывавшую угол и служившую опорой, на которой воздвигался купол. Такая конструкция не была еще парусом в полном смысле этого слова, а лишь простым навесом (рис. 14, А— Латакиэ).
Попытки подражать парусам в каменной кладке имели место в Сирии еще в римскую эпоху (например в Джераке); архитекторы юстиниановской эпохи возвращаются к этой идее: в Иерусалиме портики плоской крыши Харама покрыты сводами, выполненными в точности по типу куполов Джерака.
Каменные крестовые своды. — Из-за характера применяемого материала сирийцы вынуждены отказаться от преимуществ свода без кружал и в византийскую эпоху прибегают к каменным крестовым сводам, которые, правда, нелегко проследить по руинам, но о применении которых свидетельствуют сохранившиеся традиции.
Мы описывали в первом томе крестовый свод из камня, сложенный как бы в виде «мешка» («en besace»); именно этот крестовый свод господствует во всей архитектуре Сирии в продолжение всего средневековья. Его выкладывают из бутового камня на растворе, вместо того чтобы употреблять насухо пригнанный обтесанный камень.
Окончательное освоение сводов такого типа относится, по-видимому, к периоду между VII и XI вв. В сооружениях Юстиниана в Иерусалиме не сохранилось следов крестовых сводов. Когда же крестоносцы осели в Палестине, они нашли там крестовый свод прочно утвердившимся в строительной практике: очевидно, это произошло в период материального процветания и религиозной терпимости, которыми отличалось господство халифов Дамаска и Багдада. Как бы то ни было, в XII в. крестовый свод настолько укоренился в Сирии, что крестоносцы никогда не могли заменить его нервюрным сводом.
На Западе французы начинают строить нервюрные своды с 1120 г. Но в Палестине, во все время французского господства, т. е. до 1180 г., их достижения в этом отношении никак не сказались: крестовый свод продолжал господствовать там почти безраздельно.
Очевидно, подобное явление может быть объяснено только уступкой местным строительным традициям. И если бы нужно было доказать наличие этой системы до крестовых походов, можно было бы назвать часовню на Голгофе, которую крестоносцы включили в большую церковь св. Гроба и которая должна быть датирована по крайней мере временем реставраций, произведенных около 1010 г., после опустошений, учиненных халифом Хакемом.
Стрельчатая арка в Сирии. — Стрельчатая арка, которой никогда не допускала чисто византийская школа, появляется в Сирии еще во время римлян, но в широкий обиход входит только около XI в. В Иерусалиме части ротонды Сакра, датируемые XI в., имеют исключительно полуциркульные арки.
В XII в., когда крестоносцы осваивают крестовый сирийский свод, стрельчатый свод настолько импонирует им, что они применяют исключительно его, в то время как их современники на Западе пользуются еще циркульным сводом.
Сирийский стрельчатый свод имеет два центра: его можно описать двумя поворотами циркуля при одном и том же его растворе. С точки зрения статики он имеет то преимущество, что дает меньший распор, чем полуциркульный свод (при несимметричной нагрузке). Кроме того, он меньше нагружает кружала, и его выполнение требует меньших затрат на вспомогательные работы.
Стрельчатый свод развивается прежде всего в областях, подчиненных влиянию Ирана, и при этом там, где кирпич уже вытеснен камнем. Иранцы античной эпохи строили сильно повышенные своды и придавали им овальную форму, легко выполнимую в кирпиче.
Сирийцы, строя из камня, пытались использовать статические преимущества повышенного свода. Но чтобы воспроизвести в камне кривую иранских сводов, им пришлось бы с каждым изменением радиуса изменять форму клинчатых камней. Замена овального свода стрельчатым той же высоты устраняет это затруднение, так как радиус кривой остается неизменным и все камни свода могут быть отесаны по одному шаблону.
Таким образом, сирийский стрельчатый свод как бы соответствует иранскому повышенному своду; это — иранская арка, приспособленная к условиям строительства из камня. Это указывает на азиатское происхождение стрельчатого свода и объясняет его распространение в странах, где главным строительным материалом является камень.
Армянские своды
Стрельчатый свод в Армении. — Если двухцентровый стрельчатый свод представляет собой лишь естественную форму повышенной арки, выполненной в камне, то он нигде не был так уместен, как в условиях Армении. Поэтому он был освоен там, вероятно, одновременно с тем, как получил распространение в Сирии. Он появляется в эпоху создания собора в Ани (около 1010 г.); до того времени армянская арка была либо полуциркульной, либо подковообразной (Дигор, Узунлар, Кутаиси и т. д.).
Примечание: Собор в Ани выстроен в 989 — 1001 гг. Памятники Ани были изучены Марром и Орбели. См. О р бел и, Развалины Ани, 1911.
Собор в Кутаиси построен в XI в. при участии византийских мастеров. Дошел до нас сильно испорченным. Средние подкупольные арки Кутаисского собора имеют стрельчатый характер. Церковь в Дигоре относится к концу V в., а в Узунларе — к 718 — 729 гг. См. Millet, Ecolegrecque...
Конусообразный купол. — Армянский купол имеет форму конуса, опирающегося на паруса посредством цилиндрического барабана (рис. 15).
Примечание: Вместо конуса и цилиндрического барабана нередко встречаются многогранные пирамиды и призмы.
Паруса обычно бывают византийского типа, в виде сферических треугольников (Наравне с парусами встречаются и тромпы). Это указывает на связь с Константинополем, которая придает армянской архитектуре смешанный характер — полуиранский, полувизантийский.
Рис. 15 | Рис. 16 |
Что касается столь своеобразной формы купола, то она объясняется, как и стрельчатая форма арки, преимуществами при кладке из камня. Сферический купол, легко выполнимый из кирпича, может быть возведен из камня только при условии сложной его отески и для выполнения своей верхней части требует применения кружал.
Конусообразная форма прежде всего упрощает кладку, а кроме того — и это самое главное — допускает кладку без кружала. При достаточно крутой линии наклона конуса камни удерживаются при выкладке благодаря силе трения, и купол выкладывается так же легко, как и прямая стена.
Все купола Армении, сооруженные с IX по XI в., имеют эту удачно придуманную форму. Из Армении, через Кавказ, этот тип переходит к туркам-сельджукам. В силу одной из тех ошибок, которые свойственны всякому заимствующему искусству, сельджуки воспроизводят его в кирпиче. Они возводят его повсюду, где распространяется их владычество, от Иконии до Никеи.
Примечание: Шуази забывает указать (хотя и приводит рис. 16), что армянский конус внутри обработан, как купол. Кроме того, Шуази не приводит нередко встречающегося в армянском зодчестве звездчатого, реберного конуса (см., например, церковь Онизы IX в., Порты XI в. и др.), несколько напоминающего подобные покрытия в романской архитектуре Германии. Однако восхождение армянских покрытий подобного рода к иранским башням и мавзолеям, а также отсутствие каких-либо связей между немецкими и армянскими вариантами несомненны. Существовал вариант звездчатого конического покрытия и в России XVI в., относимый Бруновым к кавказским воздействиям (Alpatov — Bruno v, Geschichte der altrussischen Kunst, Augsburg 1932), а нами — к немецким (Некрасов, Проблема происхождения древнерусских столпообразных храмов, «Труды каб. ист. мат. культ.», МГУ, V, М. 1930).
Нервюрный свод. — Надо упомянуть также свод, состоящий из заполнения на сети нервюр. Пример, приведенный на рис. 16, заимствован из армянской часовни в Акпате и относится к X в. Свод выведен совершенно по тому же плану, как в Кордовском михрабе. Очевидно, и тот и другой воспроизводят один и тот же образец.
Своды славянской школы
Этот вид сводов из заполнении на нервюрах встречается, правда в более позднюю эпоху, в некоторых зданиях дунайских областей, в частности — в Драгомире. В славянской архитектуре особенно часто встречается ползучая арка. Наконец, обычна форма купола на парусах, приведенная на рис. 17.
Рис. 17 |
В квадрат основания ABC... вписан квадрат DE...; четыре угла М перекрыты сводами в 45°, представляющими настоящие паруса. Только в славянской школе встречается коробовый парус. Это самый простой тип из всех, и удивительно, что он встречается только в этом ответвлении византийского искусства и не находит применения далее XIV в.
Примечание: Характеристика сводов славянской школы у Шуази совершенно фантастична, так же как и приводимый им рис. 17. Неясно, что разумеет Шуази под коробовым парусом. Возможно, что он говорит о ступенчатых арках, известных в Сербии и оттуда занесенных в Россию (сперва в Москву, затем в Псков). См. Filоv, упом. соч.; Покрышкин, Церковная архитектура в Сербском королевстве, СПБ. 1906; Millet, L'ancien l'art serbe, Paris 1919; Alpatov — Bruno v, упом. соч. В России мы очень редко находим тромпы. См. сложный тромп в Успенском соборе во Владимире, 1159—1189 гг., а также ступенчатые тромпы в памятниках XVI—XVIII вв., представляющие «восьмерик на четверике».
Иногда конструкцию барабана купола облегчают, образуя ее из нескольких рядов арок, воздвигнутых одна над другой, так что замки нижних арок служат опорами для пят арок следующего ряда. Во многих церквах Москвы можно видеть образцы этой изящной формы.
Примечание: Шуази говорит, очевидно, о кокошниках «вперебежку» — чисто пластической декорации, не выражающей находящихся под ней сомкнутых и иных сводов. Шуази не упоминает о московских сомкнутых сводах и сомкнутых сводах с распалубками.
Глава «Строительные приёмы сирийской, армянской и славянской архитектурных школ» раздела «Христианская архитектура IV-X вв.» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.
Добавить комментарий