Архитектура Древнего Рима (Всеобщая история архитектуры)

История древнего Рима — заключительный этап в развитии рабовладельческой общественной формации. Античный Рим представляет большой интерес как образец классического развития рабовладельческого государства от его зарождения, укрепления и расцвета до постепенного упадка, изживания основ государственности, разложения идеологической системы и возникновения в недрах старого общества новой идеологии и новых форм общественной организации. С течением времени эти новые явления, отчетливо обозначившиеся к концу III в. н.э., привели к образованию иной исторической формации — феодализма.

Столь же четкими, как основные фазы эволюции римского государства, были и соответствующие им стадии развития римской культуры и искусства. Первой стадией художественной культуры Северной и Средней Италии явились зодчество, скульптура, живопись и прикладное искусство этрусского периода, который охватывал VIII—III вв. до н.э. и был одновременен архаическому и отчасти классическому периодам искусства древней Греции. Искусство этрусков ярко выразило особый характер их мироощущения, своеобразно окрасивший произведения этого периода и во многом определивший впоследствии дух римского искусства. В этрусский период были созданы самобытные формы жилища, культового здания, гробниц и инженерных сооружений, которые явились основой дальнейшего развития этих архитектурных типов.

Следующий этап развития культуры древней Италии связан со временем Римской республики (IV в. до н.э. — 27 г. до н.э.). Это был период сложения Римского государства, время последовательного расширения его границ путем завоевания многих народностей, населяющих Апеннинский полуостров. Процесс поглощения Римом италийских племен продолжался до середины III в. до н.э. Он сопровождался ассимиляцией культуры этих племен, элементы которой перерабатывались формирующейся римской культурой, на основе этрусской и греческой традиции. С конца III века до н.э. Римское государство принялось расти уже за счет ряда стран Средиземноморья. В результате этого италийская культура, непосредственно соприкоснувшись с высокими образцами культуры эллинизма, получила новые стимулы для своего развития. К концу периода республики римская архитектура и искусство завершили трудный процесс своего становления.

Период римской империи захватил почти пять столетий (27 г. до н.э. — 475 г. н.э.). В течение I—II вв. н.э. Рим превратился в крупнейшую державу античного мира, объединившую в своих границах страны, чрезвычайно разнообразные по этническому составу, климатическим условиям, экономическому и культурному уровню. Это было время блестящего расцвета всех сторон римской архитектуры и градостроительства и широкого распространения римских сооружений по всей империи. Римская архитектура I—II вв. н.э. в значительной степени определила дальнейший характер зодчества провинций, в свою очередь испытав обратное воздействие местных архитектурных форм и традиций.

С конца II в. Рим склоняется к упадку, вызванному растущим социально-экономическим и политическим кризисом, продолжавшимся почти столетие. За это время были возведены лишь немногие постройки традиционных типов. Изменившиеся условия жизни вызвали видоизменения старых и поиски новых типов зданий, конструкций и архитектурных форм.

С середины 80-х гг. III в. Римское государство вступило в фазу домината. Это означало окончательный разрыв с остатками внешне сохранявшихся республиканских форм правления и сосредоточение всей полноты власти в руках императора, который из первого гражданина империи превратился в наместника бога на земле. В борьбе с разлагавшими государство сепаратизмом провинций, ослаблением центральной власти на местах, инфляцией, хозяйственным упадком и восстаниями рабов и колонов в период домината был предпринят ряд мер. Управление огромной империей было разделено между четырьмя правителями; была проведена нивелировка своеобразия частей империи путем нового административного ее деления; установлены единый бюрократический аппарат, единая натуральная система налогового обложения и натуральная система оплаты чиновников и армии; вскоре была провозглашена и единая для всех религия — христианство. Однако эти меры, а также закрепощение колонов (332 г.) и наследственное закрепление профессий за ремесленниками и чиновниками, отразившие коренные изменения в экономике и структуре рабовладельческого общества, не смогли предотвратить его конца. Переход к натуральному хозяйству, преобладание в период поздней империи деревни над городом, прикрепление различных групп населения к строго определенным занятиям и месту — все это имело следствием упадок торговли и городов и создало предпосылки для феодальной системы организации общества.

Архитектура поздней империи отразила социально-политические изменения, происшедшие в государстве. Над немногочисленными, еще возводившимися постройками традиционных типов (термы, цирки, триумфальные арки) стали преобладать во многом отличные от них по назначению, планировке, объемной композиции и общему характеру монументальные сооружения — императорские резиденции, мавзолеи и храмы, посвященные обожествленным императорам и членам их семей, христианские базилики и монастыри. Эти сооружения отвечали потребностям монарха и христианской церкви — двух главных сил, возобладавших в рабовладельческом обществе накануне его гибели.

М.Б. Михайлова


Главы раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)