Раннехристианская архитектура Римской империи

Вступление Римской империи в последнюю фазу своего развития сопровождалось глубокими структурными изменениями рабовладельческой формации, в частности серьезными изменениями в идеологии. Широкое распространение получило христианство. Возникшее как одна из сект иудаизма христианство скоро порывает с ним связи и начинает распространяться среди всего многоплеменного мира империи. Являясь первоначально религией угнетенных, оно имело демократическую окраску, полностью отрицало весь существующий строй и искало утешения в потустороннем мире. В первые века своего существования христианство не имело ни единой идеологии, ни единой организации, а представляло собой довольно широкую систему местных общин, слабо связанных друг с другом и раздираемых бесчисленными противоречиями. Гонения, которым время от времени подвергалось христианство со стороны правительства, способствовали его консолидации. На протяжении III в. н.э. сформировалась сильная организация местных христианских церквей, во главе которых стояли епископы, практически не подконтрольные рядовым верующим.

Кризис рабовладельческого общества постепенно выдвинул христианство на первый план идеологической жизни, так как оно оказалось наиболее приспособленным к новым социально-экономическим условиям. Проделав к началу IV в. н.э. значительную эволюцию, оно утратило свой демократический дух и стало лучшим инструментом социальной демагогии, удержания в повиновении угнетенных обещанием посмертного воздаяния. В начале IV в. до н.э. при императоре Константине христианство получает официальный статут разрешенной религии, а вскоре становится и господствующей религией, единственно допустимой в пределах империи.

История раннехристианской архитектуры распадается на два периода: от возникновения до Константина и от Константина до падения Западной Римской империи.

В первый период христианские секты были вынуждены скрывать места своих собраний. Это обстоятельство, демократический характер общин, объединивших в первую очередь низы общества, а также простота организации и культа объясняют особенности раннехристианской архитектуры. Первоначально христианские проповедники выступали в синагогах, а собрания общин проходили в домах их члёнов. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви, для которых приспосабливаются обычные дома. Так, один из «отцов церкви» в IV в. Иоанн Златоуст рассказывает, как владелец дома в городе Амасии в Понтийской области (Южное побережье Черного моря), некто Хрисафий, желая обратить нижний этаж своего дома в церковь Богородицы, а верхний — в церковь Архангела, призвал художника-мозаичиста и приказал ему снять бывшие там мозаики, изображающие историю Афродиты, и заменить их новыми, на христианские темы.

Среди немногих памятников раннехристианской архитектуры этого периода известен дом-церковь в Дура-Европосе, превращенный в церковь после 231 г. (рис. 1). Внешне он ничем не отличался от обычных жилых домов города, что не было лишним в условиях полулегального существования собиравшейся здесь маленькой общины.

Центром комплекса был небольшой дворик с выходящими в него помещениями. На южной стороне находилась главная комната (5X13 м) с возвышением для совершения культовых обрядов, для совместных трапез, а также в качестве школы для детей христиан и обращенных. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий. Над прямоугольной купелью была устроена арочная сень. Ее фасад был расписан растительным орнаментом, свод над купелью изображал небесный свод со звездами на голубом фоне. Помещение баптистерия было единственным, украшенным росписью. На стенах комнаты воспроизводились различные сцены христианской мифологии.

В Риме от этого периода дошли развалины сдававшихся внаем домов и небольших терм, превращенных в церкви (остатки которых найдены под поздними церквами Св. Климента, Св. Анастасии и др.). В первом этаже у них обычно располагались таберны, а второй был приспособлен для собраний общин. Очень близко к церкви в Дура-Европосе устройство церкви III в. в Риме (близ современной церкви Сан Мартино аи Монти).

Христианская архитектура Древнего Рима. Дура-Европос. Дом-церковь, после 231 г. н.э. Арочная сень в баптистерии дома-церкви Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Катакомбы, начало III в.
1. Дура-Европос. Дом-церковь, после 231 г. н.э. Арочная сень в баптистерии дома-церкви. Аксонометрический разрез 2. Рим. Катакомбы, начало III в.
Христианская архитектура Древнего Рима. Дура-Европос. Дом-церковь, после 231 г. н.э. Аксонометрический разрез
Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Ватикан. Мартириум Св. Петра, II в. н.э.
3. Рим. Ватикан. Мартириум Св. Петра, II в. н.э.

Другим местом культовых церемоний были катакомбы, в которых христиане Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов хоронили умерших членов своих общин. Для этого часто использовались существующие каменоломни. Узкие подземные коридоры катакомб с двумя-тремя ярусами ниш для захоронений выдалбливались в мягкой каменной породе. От коридоров отходили крестообразные в плане камеры, по трем сторонам которых устраивались аркосолии для саркофагов. В этих помещениях совершалась церковная служба на гробах мучеников. В Риме, древнейшими являются катакомбы Св. Каллиста (начало I в., рис. 2). Наземные могилы мучеников или места, связанные с мученичеством за христианскую веру, — мартириумы обычно отмечались оградой или часовней и становились местами культа. Одним из ранних был мартириум Св. Петра на Ватиканском холме — ниша с эдикулой в кладбищенской стене и навесом на двух колонках перед нею на предполагаемом месте распятия апостола (рис. 3).

Резкие изменения произошли в начале II в. н.э., когда христианство стало господствующей религией и повело ожесточенную борьбу против старых религий. Языческие храмы разрушались, а из их обломков воздвигались христианские церкви. Лишь в редких случаях приверженцам старой культуры удавалось добиться сохранения самых выдающихся античных храмов путем приспособления их к потребностям христианского культа (Парфенон и Гефестейон в Афинах, Пантеон в Риме).

Ярким примером борьбы с античными религиозными верованиями в конце IV в. является повествование о построении христианской церкви в Газе (Сирия), содержащееся в «Житии св. Порфирия, епископа Газского». По его просьбе император Феодосий I «приказал разорить в Газе языческие капища. Для этого было послано войско, которое все их и разорило»; после того, как простодушно повествует житие, «многие язычники (около 300 душ) перешли в христианство, иные по страху». На месте главного капища богини Марны была построена христианская церковь по плану, присланному императрицей Евдокией. Церковь — крестовидная в плане — построена зодчим Руфином Антиохийцем. Для украшения ее императрица прислала много прекрасных колонн, «по-видимому, выломанных из какого-то языческого храма. После того, — сообщает житие, — было восстание язычников, но оно было прекращено полководцем Кларом» *.

* «Житие св. Порфирия, епископа Газского», написанное около 401 г. Архив еп. Порфирия Успенского. Архив Академии наук СССР, Ленинград.

Во времена Константина началось широкое строительство церквей по всей Римской империи, но особенно в Риме, Константинополе — новой столице империи, Иерусалиме и других городах Палестины, священных для христиан. В этот период наиболее общим для империи типом церкви был базиликальный.

Вопрос о происхождении христианского базиликального храма остается дискуссионным из-за скудости материала по истории христианской архитектуры до Константина. Высказывались предположения о происхождении христианских базилик от атриумного дома; от римских базилик и базиликальных залов дворцов с апсидами, использовавшихся в качестве храмов иудейско-христианскими сектами (базилика в Эммаусе, Палестина); от подземных святилищ мистериальных культов (подземная базилика у Порта Маджоре в Риме) и от иудейских синагог Галилеи. Как бы то ни было, базилика не случайно стала основным типом христианского храма: ее планировка соответствовала христианскому церковному обряду, ее обширный интерьер вмещал всех членов общины и, что очень важно, этот тип здания в прошлом не был связан с враждебной христианству официальной римской религией.

Христианская архитектура Древнего Рима. Схема плана и интерьера христианской базилики
4. Схема плана и интерьера христианской базилики

Подобно эллинистической и римской светским базиликам, христианская церковь также имела вытянутый прямоугольный план с апсидой против входа и рядами колонн, деливших интерьер на нефы, из которых средний был шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен (рис. 4). Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонированным потолком. Боковые нефы имели обычно наклонные деревянные крыши.

Усложнение христианского обряда вскоре потребовало добавления к старой базиликальной схеме новых элементов: большого перистильного двора — атрия, предшествующего входу, с фонтаном для омовений или купелью для крещения в центре; широкого узкого притвора, или нартекса, при входе, куда допускались «оглашенные» (лица, еще не прошедшие крещения), и трансепта — поперечного нефа между базиликой и апсидой для расширения алтарной части. Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой стоял алтарь (осененный балдахином на четырех колонках с киворием), а далее, в апсиде, где в римской базилике было место судьи, находились кресло епископа и места клира.

Архитектура базилики ярко отразила эволюцию культа и христианской общины от их первоначального демократизма в ранний период до превращения в единую государственную религию и могучую церковную организацию. Если в середине III в. в доме-церкви в Дура-Европосе клир внешне ничем не выделялся и места всех членов общины были равны, то в IV в. масса верующих уже отделена от клира. Она, стоя, наблюдала за священнодействием, которое совершали у алтаря епископы и дьяконы.

В отличие от античного храма церковь понималась не как дом божества, но как место религиозных церемоний и собраний верующих. Поэтому в раннехристианских текстах наиболее употребительным был термин «domus ecclessia» — дом церкви (понимаемой как организация верующих). Стены этого дома как бы ограждали членов общины от чуждого им внешнего мира. Поэтому в христианских церквах в противоположность античным храмам, где верующие находились вне здания, основное внимание уделялось интерьеру. Все внутри церкви создавало чувство торжественного покоя и устремленности к божеству — плавные ряды многочисленных мраморных колонн, подводящие к алтарю; мозаичные полы с геометрическими и растительными узорами; фрески и мозаики с изображениями святых и сцен из священного писания в апсиде, на триумфальной арке и на стенах. В отличие от античности архитектурные формы здесь лишены полнокровия. Легкие арочные колоннады и тонкие, прорезанные большими окнами стены среднего нефа выглядели хрупкими, вызывая ощущение нематериальности. Этому способствовал и свет, падавший сверху и из апсиды. Яркие световые блики, играющие на поверхностях стеклянных мозаик и полированного мрамора стен, колонн и пола, подчеркивали переход от освещенности средней части к затененности боковых нефов. Мерцание и свечение красок стеклянных мозаик повышали одухотворенность образов, лишая изображения материальности. По сравнению с великолепием интерьера внешний облик христианского храма отличался суровой простотой.

В IV в. строительство базиликальных церквей особенно интенсивно шло на востоке империи. Этому способствовало то, что восточные районы менее, чем западные, подвергались влиянию кризиса, меньше страдали от вражеских нашествий и были ближе к Палестине — месту паломничества христиан.

Христианская архитектура Древнего Рима. Аквилея. Базилика, около 313 г. План
5. Аквилея. Базилика, около 313 г. План
Христианская архитектура Древнего Рима. Вифлеем (Палестина). Базилика Рождества, начало IV в. н.э. Аксонометрический разрез
6. Вифлеем (Палестина). Базилика Рождества, начало IV в. н.э. Аксонометрический разрез
Христианская архитектура Древнего Рима. Брад (Сирия). Базилика, 395—402 гг. Зодчий Маркиан Кирис. План
7. Брад (Сирия). Базилика, 395—402 гг. Зодчий Маркиан Кирис. План

Одна из ранних базилик обнаружена в Аквилее (около 313 г.). Она состояла из двух удлиненных трехнефных залов (каждый размером 20x37 м), соединенных третьим, который образовывал уличный фасад (рис. 5).

В начале IV в. в Вифлееме (Палестина) была возведена пятинефная базилика Рождества с атрием и необычной восьмигранной апсидой, выделявшей место, по преданию связанное с рождением Христа (рис. 6). От 2-й половины столетия дошел ряд сирийских базилик. В южной Сирии базилики были двух типов: однонефные с плоским перекрытием и апсидами разных очертаний (церковь Юлиана в Умм идж Джимале 344 г. с полукруглой апсидой во всю ширину здания и «восточная церковь» с прямоугольной апсидой там же) и трехнефные базилики с равной высотой всех нефов (церковь в Тафе). В северной Сирии господствовал тип трехнефной базилики с полукруглой апсидой между двумя прямоугольными апсидами, скрывавшими ее выступание. Такова крупнейшая в Сирии базилика в Браде (36X22 м), построенная в 395—402 гг. зодчим Маркианом Кирисом (рис. 7).

Иногда, следуя местным традициям, к западному фасаду сирийской базилики пристраивали две башни. Эта особенность стала впоследствии характерной для христианских базиликальных церквей. На Западе основным типом церквей сделалась трех- или пятинефная базилика. Больше всего их было сооружено в Италии.

Древнейшей церковью Рима была пятинефная базилика Сан Джованни ин Латерано с одной апсидой и трансептом, возведенная в 319 г. среди комплекса императорского дворца, предоставленного епископу в качестве его резиденции. Несколько позже аналогичные пятинефные базилики с атрием были построены над могилами мучеников — св. Петра в Ватикане и св. Павла вне стен города (Сан Паоло фуори ле мура). Первая из них имела площадь 84X58 м, делившуюся четырьмя рядами колонн (по 22 колонны в ряду), несущих не арки, но архитрав (рис. 8). Вторая, основанная в 386 г., была больших размеров и имела по 80 колонн в каждом ряду, выломанных из базилики Эмилия и других античных зданий. К IV в. восходит и ряд трехнефных базилик Рима — Сан Лоренцо фуори ле мура с обходом вокруг апсиды Сант Аньезе фуори ле мура и др.

Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Базилика Св. Петра, 324—349 гг. План, реконструкция общего вида
8. Рим. Базилика Св. Петра, 324—349 гг. План, реконструкция общего вида
Христианская архитектура Древнего Рима. Августа Треверов (Трир). Собор, 364—378 гг. Реконструкция
9. Августа Треверов (Трир). Собор, 364—378 гг. Реконструкция

В западных провинциях выделялись трехнефная базилика в Реймсе (60-е годы IV в.) и особенно собор в Августе Треверов (364—378 гг.), состоявший из квадратной церкви, соединенной с базиликой. Расчлененная четырьмя столбами церковь имела повышенные центральную и угловые части и крестообразное пространство между ними (рис. 9). Среди христианских храмов Северной Африки интересна базилика в Кастеллум Тингитанум (совр. Орлеанвиле), посвященная двум святым и поэтому имевшая две апсиды на восточной и западной сторонах здания, замаскированные снаружи подобно апсидам сирийских церквей (рис. 10). Этот тип был неоднократно повторен в Северной Африке.

V в. характерен широким строительством базиликальных церквей по всей империи. Для дальнейшего формирования типа христианской церкви особое значение имели сирийские базилики V—VI вв. Из них выделяется церковь в Турманине, построенная до 480 г. и ныне не сохранившаяся (рис. 11). Компактный объем базилики, поднятой на высокий цоколь, с лестницей перед широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом приобрел черты завершенности и монументальности. В церкви в Калб-Лузе (около 500 г.) внутренние колоннады впервые были заменены широкими пилонами, которые внесли в интерьер базилики тяжеловесность форм, все больше проявлявшуюся в наружном облике этих зданий (рис. 12).

Христианская архитектура Древнего Рима. Кастеллум Тингитанум (Северная Африка). Базилика, 314 г. План Христианская архитектура Древнего Рима. Турманин (Сирия). Церковь, V в.
10. Кастеллум Тингитанум (Северная Африка). Базилика, 314 г. План 11. Турманин (Сирия). Церковь, V в.
Христианская архитектура Древнего Рима. Коджа-Калесси (Малая Азия). Базилика, V в. План Христианская архитектура Древнего Рима. Калб-Лузе (Сирия). Церковь, VI в. Аксонометрический разрез, план
13. Коджа-Калесси (Малая Азия). Базилика, V в. План
Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Базилика Санта Мария Маджоре, 432—440 гг. Интерьер
14. Рим. Базилика Санта Мария Маджоре, 432—440 гг. Интерьер 12. Калб-Лузе (Сирия). Церковь, VI в. Аксонометрический разрез, план

В малоазийской базилике V в. в Коджа-Калесси над центральной ячейкой среднего нефа с помощью промежуточных колонн и тромпов был возведен купол — решение, впоследствии получившее большое развитие (рис. 13).

Специфические черты архитектуры отдельных областей в V в. начинают проникать и в другие районы. Так, в Галлии одни церкви построены по типу североафриканских базилик (церковь в Клермоне), другие носят отпечаток сирийско-малоазийских влияний (церковь в Туре с башней над апсидой). В Италии в V в. интересна попытка возродить открытый характер древнеримских базилик (базилики Санта Мария Маджоре и Санти Джованни э Паоло в Риме и ряд сицилийских церквей), однако их внешние колоннады вскоре были застроены стенами.

Интерьер базилики Санта Мария Маджоре, перестроенный в XIII в., сохранил части и мозаичный декор V в. (рис. 14).

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения — мавзолеи, баптистерии, церкви. Мавзолеи являлись прямым продолжением и развитием в новых условиях позднеантичных мавзолеев начала IV в. Наиболее значительны два из них.

Двухъярусный цилиндрический мавзолей Елены на Лабиканской дороге близ Рима (около 330 г., рис. 15) напоминал гробницу Присциллы периода начала империи. Но его верхний объем был расчленен не только глубокими удлиненными нишами, но и расположенными в глубине их окнами, что превратило верхний ярус мавзолея по существу в световой барабан, несущий купол. Световой барабан был уже развит в III в. в нимфее Минерва Медика, но в применении к погребальным сооружениям он означал последнюю стадию преобразования прежнего полутемного мавзолея-тумулуса в залитый светом храм-усыпальницу. Вес купола был облегчен применением в его кладке керамических пустотелых амфор.

Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Лабиканская дорога. Мавзолей Елены, около 330 г. н.э. Общий вид
15. Рим. Лабиканская дорога. Мавзолей Елены, около 330 г. н.э. Общий вид
Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции, середина IV в. Разрез, план
16. Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции, середина IV в. Разрез, план, обход, центральная часть
Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции, середина IV в. Обход Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции, середина IV в. Центральная часть

По сравнению с ясной простотой центрических мавзолеев начала столетия мавзолей Констанции (середина IV в.) на Номентанской дороге в Риме (рис. 16) представлял собой гораздо более сложный организм. Изменились пропорции отдельных частей мавзолея: цилиндрическое основание купола, в мавзолее Елены воспринимавшееся еще как единое целое с массивом здания, здесь отделилось от него, увенчивая лишь среднюю часть широкой ротонды (диаметром 22,3 м). Этот прорезанный окнами барабан опирался не на стены, а на внутреннее двойное кольцо колоннад, расположенных попарно по радиусам и соединенных импостами. Двойной ряд коринфских колонн торжественно обходил подкупольное пространство, отделяя его от более низкой кольцевой галереи, цилиндрические своды которой передавали распор ребристого купола на могучее кольцо стены. Снаружи нерасчлененную массу стены маскировали не доходившие доверху колонны обходной галереи, остатки которой еще были видны в XVI в. Таким образом, мавзолей-храм Констанции, составленный из колоннад, расположенных концентрическими кругами внутри и вне кольца его стены, имел ступенчатые очертания внешнего объема, сохранив и в плане, и в силуэте легкий отпечаток своего далекого предшественника — мавзолея Августа.

Трехступенчатая пространственная структура интерьера оттенялась различной освещенностью его частей. Яркий свет из больших окон в высоком подкупольном пространстве переходил в рассеянное освещение круглой галереи со щелевидными окошками наверху, с мозаиками и мраморными инкрустациями на сводах и меркнул, доходя до низких затененных ниш разной глубины. Оттуда особенно яркими и нарядными казались мозаики купола, видные сквозь строй двенадцати широко расставленных пар колонн из разноцветного гранита. Взаимно перпендикулярные оси интерьера, отмеченные нишами большего размера и разных очертаний (прямоугольные по входной оси и полукруглые по поперечной), помогали легко ориентироваться в круглом пространстве. В конце IV — начале V в. мавзолей был превращен в христианскую церковь и загорожен пристроенной к его вестибюлю колоссальной базиликой.

Мавзолей Констанции был, с одной стороны, заключительным звеном в эволюции античных погребальных сооружений тумулусного типа, с другой — знаменовал новую эпоху в культовом зодчестве. Идея храма над могилой героизированной и обожествленной личности, доминирующая в императорских мавзолеях III—IV вв., была чрезвычайно близка христианской идее торжества духа над смертью и христианскому обычаю воздвигать памятные храмы (мартириумы) над могилами мучеников. Это сделало естественным превращение римских мавзолеев в христианские церкви.

Логическое развитие конструктивных возможностей, заложенных в типе центрического мавзолея-храма, привело к выделению купольной части со световым барабаном, что в последующие столетия дало толчок к развитию ряда замечательных христианских церквей и баптистериев.

Дальнейшим усложнением типа ротонд с внутренней колоннадой, несущей барабан, была церковь Сан Стефано Ротондо в Риме, возможно, начавшая сооружаться в качестве античного мавзолея или мацеллума. Эта крупнейшая центрическая церковь Италии с четырьмя небольшими апсидами, расположенными крестообразно (рис. 17), была построена около середины V в. и имела диаметр 63 м. Внутри здания было два концентрических кольца гранитных колонн: внутреннее диаметром 23 м с архитравным перекрытием, возносившим барабан с высокими окнами, и следующее за ним кольцо из колонн и пилонов диаметром 43 м. От этих пилонов отходили радиальные отрезки аркад, делившие внешний обход на восемь секций, четыре из которых на фасаде были выше промежуточных. Толщина наружной стены не превышала 3 м. Учитывая тонкость стенок барабана (90 см), опирающегося на колоннаду, и вероятное отсутствие сводов над кольцевыми обходами, дошедшими с односкатными деревянными перекрытиями, трудно предположить, что церковь первоначально могла иметь не деревянное коническое, а купольное покрытие.

Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Церковь Сан Стефано Ротондо, 468—483 гг. Интерьер Христианская архитектура Древнего Рима. Рим. Церковь Сан Стефано Ротондо, 468—483 гг. Аксонометрия внешнего вида (реконструкция)
17. Рим. Церковь Сан Стефано Ротондо, 468—483 гг. Интерьер, аксонометрия внешнего вида (реконструкция)
Христианская архитектура Древнего Рима. Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV в. Интерьер Христианская архитектура Древнего Рима. Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV в. План
18. Медиолан (Милан). Церковь Сан Лоренцо, 70-е годы IV в. Интерьер, план

В IV—V вв. существовал и другой вид центрических церквей — крестовидный. Одним из ранних примеров его является церковь Сан Лоренцо в Медиолане (Милане), 70-е годы IV в. (рис. 18). Основу ее плана составляют два концентрических квадрата (сторона внутреннего 23,8 м), середины сторон которых выступают наружу в виде экседр. Подобные очертания плана восходят к римским нимфеям и помещениям, входившим в состав терм и дворцов периода поздней империи. Пилоны, образующие переход от внутреннего квадрата к колоннадам экседр, отмечают в то же время углы центрального восьмигранного пространства. Экседры двухъярусные: трем арочным пролетам первого яруса каждой из них соответствует шесть малых арок низкого второго яруса, образующих переход к полукуполу. Центральный восьмигранник перекрыт восьмичастным куполом на прорезанном окнами барабане. Между внутренним ядром здания и повторяющими его очертания наружными стенами шел сводчатый обход. Контраст света и тени усиливал впечатление большой расчлененности интерьера, стены которого были облицованы мрамором, а окна обрамлены стуковым орнаментом. Снаружи круговой обход имел односкатную крышу, а угловые квадраты здания выступали в виде башен, доходивших до основания барабана купола, имевшего шатровое покрытие.

Христианская архитектура Древнего Рима. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии, около 440 г. Общий вид Христианская архитектура Древнего Рима. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии, около 440 г. Интерьер
19. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии, около 440 г. Общий вид, интерьер

После 424 г. возникла другая разновидность крестовидного сооружения. Небольшое кирпичное здание, известное как мавзолей Галлы Плацидии, являлось одновременно императорской гробницей и церковью, посвященной св. Лаврентию (рис. 19). Окончания крестообразных частей здания имеют не округлые, а прямоугольные очертания, подобно римской гробнице Черченниев. Квадратное ядро мавзолея (4X4 м) перекрыто куполом на парусах, выложенных в углах помещения. Извне купол замаскирован продолжениями стен основного объема здания и четырехскатной кровлей. Двускатные крыши скрывают цилиндрические своды рукавов креста. В настоящее время здание несколько утратило стройность своих пропорций, так как культурный слой толщиной 1,4 м почти целиком скрыл цокольную часть.

Мавзолей Галлы Плацидии сохранил внутри замечательные мозаики, покрывающие его своды и люнеты. Светлый нейтральный тон стен, облицованных серым мрамором, подчеркивает интенсивность красок мозаики. В куполе, символизировавшем свод, на синем фоне блестят золотые звезды. На парусах — фигуры пророков; в люнетах — изображения Доброго пастыря со стадом на фоне скалистого пейзажа, св. Лаврентия с орудием своего мученичества и восьми апостолов. На сводах — олени, пьющие из источника жизни; медальоны, виноградные ветви и лозы. Среди мозаичных циклов, украшающих интерьеры сооружений Равенны, мозаики мавзолея Галлы Плацидии принадлежат к числу наиболее хорошо сохранившихся.

Христианская архитектура Древнего Рима. Калат Семан (Сирия), V в. Современный вид с юга Христианская архитектура Древнего Рима. Калат Семан (Сирия), V в. Двор
Христианская архитектура Древнего Рима. Калат Семан (Сирия), V в. Деталь

20. Калат Семан (Сирия), V в. Современный вид с юга

21. Калат Семан. Двор, план, реконструкция общего вида, деталь

Христианская архитектура Древнего Рима. Калат Семан (Сирия), V в. План, реконструкция общего вида

В V в. на Востоке возник новый тип сооружений — монастырь. Помимо церкви (или нескольких церквей) в него входили жилища монахов, хозяйственные и подсобные постройки. Своей крестовидной планировкой интересен монастырь Калат Семан, находившийся неподалеку от Антиохии (Сирия) и построенный между 480 и 490 гг. (рис. 20, 21). Он возник вокруг столпа, на котором провел последние 27 лет своей жизни Симеон Столпник, умерший в 459 г. Столп являлся центром восьмигранного помещения, по-видимому, перекрытого легким деревянным куполом. К октогону с четырех сторон примыкали трехнефные базилики, восточная из которых заканчивалась апсидами и служила церковью. Средняя апсида членилась двумя ярусами колонн на консолях. В трех других базиликах собирались и отдыхали в тени многочисленные паломники, стекавшиеся к знаменитому месту культа. Главный вход располагался в южной оконечности креста. Два прямоугольных проема, фланкированные пилястрами, увенчивались арками и открывали доступ на паперть и затем в средний неф. Малые проемы того же рода вели в боковые нефы.

Большую территорию южнее этого комплекса занимали жилые и хозяйственные постройки монастыря.

В архитектурных деталях и скульптурном декоре этого раннехристианского сооружения заметна сирийская переработка античных мотивов. Классический акант капителей получил зубчатые очертания. Фризы из аканта, шестиконечных звезд и розеток с включением изображений павлинов, священного дерева между львиными фигурами и др., а также густое плетение орнамента из виноградных листьев и лоз на перемычках дверей и окон приобрели ярко выраженный восточный характер.

Монументальность этого прославленного в то время сооружения и своеобразие его форм и деталей оказали определенное влияние на ряд сирийских культовых построек V—VI вв.

Раннехристианская архитектура, зародившись в эпоху поздней античности, во многих отношениях являлась завершением развития античного зодчества, его последним этапом. С другой стороны, она создала ряд типов культовых сооружений христианского мира, которые послужили в эпоху феодализма основой создания многообразных вариантов церковной базилики и многочисленных центрических сооружений, получивших широчайшее развитие в странах Европы и христианского Востока. Своеобразие и значение раннехристианской архитектуры определяются тем, что она стоит на грани двух эпох — античности и феодализма, являясь связующим звеном между ними.


Глава «Раннехристианская архитектура» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: Б. П. Михайлов (Москва, Стройиздат, 1973)

поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)